После ночевок учителей в Министерстве образования уже можно было подумать, что "крестьяне" вообще не будут выдвигать своего кандидата в президенты, потому что имидж их лидеров сильно пострадал во время этой истории. Но в итоге все произошло так, как многие надеялись, — Сквернялис постарается стать главой государства. Теперь необходимо понять, не является ли это решение запоздалым, потому что нет гарантий, что он попадет во второй тур.
С другой стороны, лидер "крестьян" Рамунас Карбаускис убежден, что его соратнику будет сопутствовать успех, потому что рейтинги — вещь относительная, и голосуют не они, а люди. Насколько обоснован такой оптимизм?
Как с гуся вода
Однако на сегодня конфликт подавлен и постепенно забывается.
Во-вторых, много шума в общественном пространстве вызвало обращение главы правительства в спецслужбы из-за внутренних и внешних угроз национальной безопасности. Тогда казалось, что или у премьера есть какая-то важная информация о его оппонентах, или это просто "дешевая" PR-кампания (очень похоже на решение объявить о своем намерении участвовать в президентских выборах во время встречи с народом).
Результат — никакой угрозы нет, и Сквернялис должен остаться в дураках, но никто не заостряет акцент на этом его "пустом выстреле". В-третьих, оппозиция постоянно приклеивает Карбаускису ярлык "агент Кремля". Теоретически это означает, что и премьер "крестьян" работает на Россию, но об этом разговоры не ведутся.
В-четвертых, правительственные реформы часто проводятся по принципу "сначала делаем — потом думаем и исправляем". Однако премьер-министру удается оставаться в стороне от ошибок кабинета, а на критику он часто отвечает еще большей критикой.
Короче говоря, все негативное со Сквернялиса сходит как с гуся вода, но для победы этого мало. Для победы нужна не реакционная позиция, а инициатива, нестандартные шаги. В связи с этим возникает вопрос: "Что может помочь кандидату от "крестьян" доказать, что он лучше, чем Гитанас Науседа и Ингрида Шимоните?"
Кто станет слабым звеном?
Вероятно, самый большой ресурс претендента от правящих — административный.
Конечно, теоретически Сквернялис не может совмещать работу в правительстве с избирательной кампанией, но на практике он может воспользоваться имеющимися возможностями, а контролируемая "крестьянами" Главная избирательная комиссия никаких нарушений, скорее всего, не обнаружит. А ближе к голосованию от власти можно ожидать каких угодно социально популярных шагов, которые будут представлены в качестве заслуг премьер-министра. Кроме того, для него будет важна поддержка популярного мэра Каунаса, который является сторонником Сквернялиса и может занять его место.
В целом кандидату от "крестьян" нужно мобилизовать все имеющиеся резервы, чтобы попасть во второй тур выборов, где должно быть проще, потому что его шансы собрать голоса выбывших из игры кандидатов будут выше. Другими словами, те избиратели, которые в первом туре будут голосовать не за тройку лидеров, во втором могут не столько поддержать Сквернялиса, сколько высказаться против представителя от правых.
В этом контексте на финишной прямой премьеру лучше конкурировать не с Науседой, который официально является независимым кандидатом, а с Шимоните, которой будет нелегко привлечь на свою сторону левоцентристских избирателей. Другими словами, консерваторы создали для себя неоднозначную ситуацию. С одной стороны, они могут выиграть выборы уже в первом туре, если во второй пройдут Науседа и Шимоните. С другой стороны, прохождение во второй тур Шимоните, которую можно было не выдвигать, является опасным.
Подводя итог, можно утверждать, что в президентской гонке еще ничего не ясно. Сквернялис, даже совершая ошибки, демонстрирует удивительную способность держать удар и поворачивать ситуацию в выгодном для себя направлении. Конечно, ему будет очень трудно достичь намеченной цели, но миссия кажется возможной, и Карбаускис, вероятно, сделает все, чтобы его прогноз — консолидация власти в руках "крестьян" — подтвердился.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.