В Литве общественное доверие к армии очень велико. Это понятно, потому что в общественном пространстве постоянно говорится о ее усилении (увеличении военного бюджета, покупке нового вооружения) перед лицом "российской угрозы". По случаю столетия даже было решено вместе с союзниками провести грандиозный парад в центре Вильнюса. Но верны ли приоритеты военной безопасности Литвы?
Готовимся к войне?
В военной доктрине балтийской республики, принятой в 2016 году, сказано: "Действия России, нарушающие основанную на правилах архитектуру безопасности Европы, ухудшают среду безопасности Литвы и других стран региона. Укрепление и демонстрация российской военной мощи в регионе, несоблюдение международных договоров, особенно аннексия Крыма и действия на юго-востоке Украины подтверждают, что использование военной силы в регионе является не только теоретической возможностью далекого будущего". И только на втором месте стоит угроза, вызванная исламским экстремизмом.
Очевидно, что такая оценка ситуации политически тенденциозна, а хуже всего то, что она стала основой военной стратегии. К каким издержкам приводит, например, политизация литовской энергетики, видит каждый (вспомним убыточный терминал СПГ в Клайпедском проекте). В военной сфере протекают аналогичные процессы.
Почему Россия должна нападать на Литву, никто в итоге логически объяснить не может, но почему-то готовятся именно к этому сценарию — приобретаются бронетранспортеры, артиллерия и комплексы противовоздушной обороны среднего радиуса действия, организуются соответствующие военные учения. Другими словами, сознательно или бессознательно установлены де-факто ошибочные приоритеты военного развития, которые дорого обходятся бюджету страны.
На самом деле вместе с союзниками следовало бы готовиться к борьбе с международным терроризмом, чтобы в случае необходимости национальные войска могли эффективно участвовать в совместных миссиях (ООН, НАТО или на базе возможной армии ЕС) в разных уголках мира, где находят убежище или пытаются обосноваться экстремистские группировки наподобие "Исламского государства"*.
Цена вопроса
Конечно, сегодня трудно ожидать, что литовские власти внезапно начнут адекватно смотреть на окружающий мир. Хорошо уже то, что боевая готовность армии так или иначе улучшается в рамках существующей ситуации. Но даже в этом случае определенные моменты военной политики требуют иного подхода — в первую очередь из-за финансовых соображений.
Во-первых, консерваторы требуют, чтобы на оборону выделялось более двух процентов ВВП, а тех, кто осмеливается сомневаться в необходимости таких расходов, сразу называют "предателями Родины" и "агентами Кремля". Им можно ответить, что пусть сначала это сделают самые богатые страны ЕС, и только потом Литва, потому что даже нынешние два процента ВВП на военные нужды для страны, имеющей массу социально-экономических проблем, — непозволительная роскошь.
Не случайно, как показал недавно проведенный опрос общественного мнения, только 27 процентов литовцев поддерживают соглашение, подписанное большинством политических партий, по которому к 2030 году планируется увеличить расходы на национальную оборону до 2,5 процента ВВП. А 29 процентов респондентов заявили, что их нужно сокращать, выделяя средства на другие сферы.
Во-вторых, Литве действительно не нужны призывники, и те граждане, которые хотят быть близки с армией, могут участвовать в деятельности таких добровольных организаций, как "Союз стрелков".
В-третьих, с точки зрения вооружения армия не может быть беременной наполовину. Другими словами, Литве нужно или производить/покупать все (танки, артиллерию, системы противовоздушной обороны, истребители, военные корабли и так далее), или смириться с мыслью, что ей эта миссия не по силам. И если НАТО считает, что ее окраины недостаточно укреплены, пусть платит за все, что ей нужно для укрепления своей безопасности (например, создают единую систему ПВО в Балтийском регионе или превращают его в одну большую военную базу).
Это не означает, что финансирование армии Литвы должно быть сведено к минимуму. Просто в первую очередь стоит инвестировать в то, что поможет ей без особых трудностей действовать совместно с любыми западными союзниками, а именно — в подготовку солдат, а не в никому не нужную технику. Ну и конечно, нужно избегать повторения истории с "золотыми ложками", когда военные деньги попадают в неизвестные карманы.
Короче говоря, Литва не может позволить себе, чтобы политики, создавая мифические угрозы, "сжигали" тяжело заработанные деньги налогоплательщиков в "военной печи" без всякого смысла. Литовцы имеют право гордиться своей армией, но приоритеты ее развития стоило бы изменить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
* Террористическая организация, запрещенная в России.