Мировая и европейская пресса в начале ноября вздрогнула от сенсационной новости — польский государственный газовый концерн PGNiG сообщил о подписании уже второго долгосрочного контракта на поставку сжиженного природного газа из США.
Шквал публикаций об очередной "победе над "Газпромом" перекинулся и в новости российских информагентств, и в этой обстановке далеко не все пользовались таким замечательным прибором для анализа новостей, как калькулятор. А он способен рассказать о многом.
От чего именно старается "убежать" польский концерн? Давайте на минуточку поверим, что речь действительно идет о контракте с российским "Газпромом", и просто сверим известные нам данные об этом контракте и о том документе, который PGNiG подписал с американской компанией с Cheniere Marketing International, "дочкой" компании Cheniere Energy, которая владеет заводом Sabina Pass в Луизиане и строит завод Corpus Christi в Техасе.
Контракт с "Газпромом"
Контракт с "Газпромом" действует до конца 2022 года, по нему PGNiG имеет право покупать до 10,2 миллиарда кубометров природного газа в год. Нижняя планка объема неизвестна — коммерческая тайна, но она точно есть, поскольку в контракте присутствует пункт "бери или плати".
До 2015 года потребление природного газа в Польше было стабильным и составляло порядка 15 миллиардов кубометров, но последние два года стал наблюдаться весьма динамичный рост — по одному миллиарду кубометров в год, в результате в 2017-м потребление составило уже 17 миллиардов.
В августе 2018 года PGNiG выпустил полугодовой отчет, в котором лихо поиграл цифрами: "Доля газа, закупаемого в России, снизилась на два процента и теперь составляет только 75 процентов от общего объема импорта. В количественном отношении импорт газа из России увеличился за первое полугодие на 400 миллионов кубометров, что на шесть процентов больше, чем за тот же период 2017 года". Красиво? Импорт газа из России снизился, но при этом увеличился.
Из более позднего по времени отчета "Газпрома" стало известно, что рост поставок газа в Польшу в этом году составит десять процентов — PGNiG полностью выбирает объем, предусмотренный контрактом. Объем собственной добычи остается стабильным — порядка четырех миллиардов кубометров.
Складываем 10,2 миллиарда газа из России и четыре миллиарда кубометров собственной добычи. Вспоминаем, что по контракту с Катаром Польша ежегодно получает 1,1 миллиона тонн СПГ, что составляет еще 1,52 миллиарда кубометров. Калькулятор бесстрастен — 15,7 миллиарда кубометров. Вот оставшиеся 1,3 миллиарда кубометров PGNiG должен "добывать" на внешних рынках, чтобы полностью покрыть спрос на газ в своей стране. В том случае, если и в этом году потребление газа в Польше будет расти, придется расширять поиски.
Мощность терминала в Свиноуйсьце составляет пять миллиардов кубометров газа в год, на европейском рынке хватает предложений норвежского СПГ подешевле и СПГ, произведенного в США, если есть политическая необходимость потратить лишние деньги. Есть и еще один вариант — газовая биржа Санкт-Петербурга, тогда получится еще дешевле и рациональнее. Какой выбор сделан PGNiG, покажет отчет по итогам года.
Контракт с Cheniere Marketing International
Теперь посмотрим на то, что подписано поляками в США. Контракт на 24 года со следующим графиком поставок:
– 0,52 миллиона тонн СПГ, или 700 миллионов кубометров газа, ежегодно в 2019-2022 годах;
– 1,45 миллиона тонн СПГ, или 1,95 миллиарда кубометров газа, ежегодно с 2022 по 2042 год.
При этом, по оценкам самого же PGNiG, к 2022 году, если динамика не изменится, спрос на природный газ в Польше может вырасти до 19 миллиардов кубометров в год. Могут помочь Польше вот эти дополнительные 700 миллионов кубометров из-за океана, сможет она обходиться без 10,2 миллиарда кубометров из России? Можно спорить с кем угодно, только не с калькулятором, а он отвечает: "Нет, до 2022 года никаких вариантов без "Газпрома" не существует". Вывод — хочется Польше решать проблему дефицита газа за счет этого контракта с американскими кампаниями, пусть решает. На объемах поставок от "Газпрома" это не отразится.
Теперь спросим у калькулятора: "А может ли Польша после 2022 года распрощаться с "Газпромом"?" Именно у калькулятора, поскольку он точно не слышит комментарии всевозможных политиков и политиканов.
Три варианта диверсификации. Разные, но с неизбежным присутствием "Газпрома"
PGNiG уже подписал контракт с Venture Global LNG, по нему с 2022 года польская компания может забирать (условия поставки — FOB, free on the board, что можно перевести как "грузи на свой корабль и больше я про тебя ничего знать не хочу") 2,7 миллиарда кубометров природного газа в год (в пересчете из двух миллионов тонн СПГ). Еще 1,95 миллиарда кубометров газа по контракту с Cheniere Marketing International. Четыре миллиарда кубометров собственной добычи. Итого — 7,4 миллиарда кубометров при объеме спроса в 19-ть. Что говорит калькулятор? Да ровно одно — без 10,2 миллиарда кубометров российского газа пазл не складывается, жидким газом сыт не будешь.
Но польским политикам очень хочется доказать, что без российского газа жизнь в стране станет прекрасна, поэтому Польша намерена реализовать проект строительства морского магистрального газопровода Baltic Pipe — через Балтику в Данию, в которую уже приходит трубопроводный норвежский газ. Проектная мощность Baltic Pipe должна составить десять миллиардов кубометров газа в год — тютелька в тютельку столько же, сколько сейчас поступает в Польшу из России. Казалось бы, все хорошо, но оказалось, что казалось.
Baltic Pipe — проект не польский, а европейский, и финансирование строительства идет из фондов ЕС. Происходит это потому, что проект объявлен региональным и задуман для того, чтобы "освободить от империалистического газа страны Прибалтики и Финляндию". Следовательно, из этих десяти норвежских миллиардов кубометров Польше достанется… Да кто ж его знает, что останется. Какими будут правила пользования этим газопроводом, пока неизвестно.
Если проект реализуют полностью, то будут построены новое соединение газотранспортных систем Польши и Литвы и морской газопровод между Эстонией и Финляндией. Совокупная потребность в природном газе стран Прибалтики и Финляндии составляет порядка десяти миллиардов кубометров, с учетом Польши — в два раза больше. Глубина европейской мысли бездонна — строится новый газопровод мощностью в десять миллиардов кубометров газа в год для региона, совокупная потребность в газе у которого составляет 20 миллиардов.
Могут ли в таких условиях руководители PGNiG быть уверенными в том, что за счет поставок из Дании и за счет СПГ они закроют потребности Польши в газе? Главный эксперт — калькулятор — сообщает, что если сложить мощность терминала "Свиноуйсьце" в пять миллиардов кубометров газа в год, не дать ни одного литра газа Прибалтике и Финляндии, то можно получать 15 миллиардов кубометров в год. Потребность к 2019-му, по оценке PGNiG, составит, напомню, 19 миллиардов. Опять не складывается, опять четыре миллиарда кубометров "в минусе".
В реальности ЕС заставит не менее половины "датского" газа отдать в распоряжение Прибалтики и Финляндии, и калькулятор снова показывает результат — от нового контракта с "Газпромом" избавиться не получается. И остается только один вопрос: а так ли сильно "Газпром" заинтересован в новом контракте с PGNiG после 2022 года? Интересный вопрос, на который коротко ответить не получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.