"Смену поколений" у консерваторов ("Союз Отечества — Христианские демократы Литвы") пять лет назад затеял не кто иной, как сам основатель и идейный вдохновитель партии, ныне 85-летний Витаутас Ландсбергис.
Манипулируя красивыми словами о свежей крови в руководстве партии и "светлом будущем Литвы", Ландсбергис преследовал свои узкокорыстные цели — снова вернуть рычаги управления партией в свои руки. А после этого вписать свою фамилию в историю Литвы не как "первый фактический руководитель", а как президент.
В начале эпохи независимости властолюбивый председатель Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис не смог захватить власть и стать единоличным правителем молодой Литовской Республики. На политической арене ему противостояли такие крупные фигуры, как Альгирдас Бразаускас, Казимира Прунскене и многие фактические основатели "Саюдиса", знавшие всю подноготную "пианиста".
Первые президентские выборы в 1993 году Ландсбергис с треском проиграл Бразаускасу. А затем из Америки прислали своего смотрящего за Литвой — Валдаса Адамкуса, который дважды занимал президентский пост. Видимо, за океаном стопроцентного доверия "первому фактическому руководителю" уже тогда не было.
А в начале 2000-х из рук Ландсбергиса стала уплывать власть и в самой партии консерваторов. Ее захватили энергичные реформаторы во главе с Андрюсом Кубилюсом. Они-то и привели Литву в Евросоюз и НАТО. "Патриарха" же на долгие десять лет отправили в почетную ссылку — в Европарламент.
Из Брюсселя Ландсбергис внимательно наблюдал не только за мировыми процессами, но и за тем, что происходит в родной Литве. И как только в президентском дворце после строптивого Адамкуса поселилась Даля Грибаускайте, Ландсбергис стал все чаще наведываться в Вильнюс. Видимо, в его потертом портфеле нашлись нужные бумаги, которые быстро превратили Грибаускайте в послушную ученицу и последовательницу Профессора.
Затем наступила пора поквитаться и с обидчиками — однопартийцами. Неудачное правление в 2008-2012 годах и последующий за этим провал консерваторов на парламентских выборах Ландсбергис использовал по полной.
Путем интриг и давления на политсовет СО-ХДЛ он для начала добился передачи своего мандата европарламентария по наследству фамилии молодому внуку Габриэлюсу. В большую политику потомок Ландсбергиса вошел как к себе домой. И неважно, что еще за пару месяцев до выборов в Европарламент о Габриэлюсе знали лишь в узком кругу сотрудников МИД. А через пару лет мажор светлейшей фамилии уже встал у руля самой крупной политической партии.
Старожилы консерваторов покорно молчали. Видимо, знали, что в профессорском портфеле есть папки с "интересными материалами" и на них.
Сам же Профессор, несмотря на преклонный возраст, с утроенной энергией стал готовиться к главному сражению в своей жизни — продвижению внука в президентский дворец. Для этого нужно было выиграть парламентские выборы 2016 года, сформировать послушную правящую коалицию, сделать внука премьер-министром, а затем внести изменения в Конституцию, которая ограничивает сорока годами возрастной ценз соискателей на звание президент Литвы. Ведь в 2019 году Габриэлюсу Ландсбергису исполнится лишь 36 лет.
И все эти планы рухнули после второго тура парламентских выборов 2016 года, когда стало ясно, что место СО-ХДЛ не у руля государства, а на скамейке оппозиции.
Вот и на президентских выборах 2019 года консерваторам ничего не светит. С уходом из президентского дворца Дали Грибаускайте из рук Витаутаса Ландсбергиса будет вырвана последняя ниточка управления, за которую он дергает до сих пор.
Теперь ставка только на молодую поросль консерваторов. От стариков будут избавляться как от ненужного балласта. Первой из старожилов о своей капитуляции официально заявила Ирена Дягутене, которая на различных должностях в Сейме с 1996 года.
"Я действительно не буду участвовать. Нигде. Думаю о том, чтобы уйти. Пришло время для следующего поколения. Долгое время прошло в политике, и я думаю, что самое время уйти," — цитирует Ирену Дягутене издание "Обзор".
За 22 года политической карьеры Дягутене была и спикером парламента (2009-2012), и министром соцобеспечения и труда в правительстве Вагнорюса (1996-2000), и даже одну неделю исполняющим обязанности премьер-министра — с 27 октября по 3 ноября 1999 года.
Кто последует за Дягутене? Андрюс Кубилюс? Раса Юкнявичене? Арвидас Анушаускас? Аудронюс Ажубалис? Эмануэлис Зингерис?
В приемной молодого председателя СО-ХД Габриэлюса Ландсбергиса уже скопилась плеяда молодых и энергичный политиков. Своего звездного часа "порулить" ждут Лауринас Касчюнас, Агне Билотайте, Миколас Маяускас.
Терпеливо ждет и профессор Витаутас Ландсбергис. У него в запасе еще есть несколько лет активной жизни. Онкология — не приговор при нынешнем уровне медицины, а 85 лет — не возраст. Дедуле уже пережил всех своих самых главных врагов и надеется дожить до того момента, когда собственноручно наденет президентскую цепь на шею своего внука, а в графу "президенты Литвы" собственноручно впишет фамилию Ландсбергис.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.