Каждый год поляки Литвы берут в руки бело-красные флаги и многотысячным маршем гордо шагают по центральному проспекту Вильнюса. От Сейма они идут до часовни у Острой брамы (Святых ворот), в которой хранится главная святыня католической Литвы — Остробрамская икона Божьей Матери. Шествие завершается совместной молитвой у этой иконы.
Если в прошлые годы шествие поляков воспринималось как попытки напомнить о своих правах, нарушаемых в Литве властью национал-патриотов, то в этом году оно было наполнено иным смыслом. После исторического визита в Вильнюс президента Польши Анджея Дуды риторика местных поляков тоже изменилась.
Русофобский фронт Европы
До приезда Дуды в Вильнюс официальная Варшава всегда поддерживала "Избирательную акцию поляков Литвы — Союз христианских семей" (ИАПЛ-СХС) в борьбе за свои права. ИАПЛ-СХС позиционировала себя лидером всех нацменьшинств Литвы, которых в стране почти 17 процентов. Особый вес объединению придавало содружество с Русским альянсом. Благодаря этому политическому союзу уже дважды удалось войти в Сейм самостоятельной фракцией и закрепиться в столичном горсовете, где ИАПЛ-СХС — вторая по величине фракция.
Но обострившиеся, после авиакатастрофы под Смоленском, отношения Польши и России сказались и на нацменьшинствах Литвы. Варшаве понадобились союзники не только в борьбе с Москвой, но и в противостоянии с Брюсселем, который критикует Польшу за судебную реформу и ущемление свободы слова. Мезальянс с русофобским Вильнюсом пришелся как нельзя кстати.
"Мы готовы поддерживать безопасность и стабильность в Европе и во всем мире, укреплять наши двусторонние связи в областях обороны, экономики, энергетики, транспорта и др.", — говорится в совместном заявлении президентов Польши и Литвы по случаю Дня Конституции от 3 мая 1791 года.
И неважно, что эта Конституция стала прологом к распаду в 1795 году Великого княжества Литовского, просуществовавшего к тому моменту более 400 лет. Сегодня, когда дружба против России гораздо важнее, о гибели Великого княжества Литовскогоможно и забыть.Политика — искусство компромиссов.
Без Украины никак нельзя
Вот и на торжества в литовском Сейме в этом году пригласили не только замглавы польского Сейма Беату Мазурек, но и знакового гостя — спикера Верховной рады Украины Андрея Парубия. А вся совместная декларация от имени парламентов трех государств (Литвы, Польши и Украины) была насквозь пронизана русофобским духом.
"Тот враг, который был 500 лет назад, — Российская империя — продолжает существовать. Меняются лишь названия Российской империи. Она могла называться Московской империей, могла называться Советским Союзом, может называться Российской Федерацией. Названия могут меняться, но не меняется одно — имперский дух и желание вновь вернуть в сферу своего влияния наши народы, которые боролись и борются за свою независимость", — цитирует слова Парубия в Сейме Литвы издание Obzor.
Дружить нельзя расстаться
На фоне такого благодушия и единения Вильнюса, Варшавы и Киева "против России" литовским полякам остается мало пространства для политического маневра.
С одной стороны, лишиться моральной и материальной поддержки из Варшавы ИАПЛ-СХС не может априори. Это смерти подобно для партии. С другой стороны, разрыв политического союза с русскими Литвы, которого требуют польские власти, грозит поражением на предстоящих через год выборах в местные советы, а лидеру ИАПЛ-СХС Вальдемару Томашевскому — непопаданием в Европарламент.
На днях Томашевский постарался поддержать свое реноме главного борца за права всех нацменьшинств Литвы — поляков, русских, белорусов, татар и др. В поддержку общеевропейской инициативы за многообразие Европы Minority SafePack усилиями ИАПЛ-СХС в Литве было собрано более 21 тысячи подписей под петицией, которую должен будет рассмотреть Европарламент. На пресс-конференции в Сейме Литвы координатор инициативы Minority SafePack Лоранц Венце высоко оценил активность представителей литовских нацменьшинств.
"(В Литве. — Sputnik) ситуация схожая с большинством стран ЕС. Наши государства, став членами ЕС, должны были придерживаться Копенгагенских критериев, которые связаны с обеспечением прав национальных меньшинств, но не сделали этого, так как старожилы ЕС также их не придерживались. Например, Франция, Греция вообще не признают факта существования нацменьшинств. Мы же требуем большего, но получаем меньшее", — сказал Венце.
"…в борьбе за это"
А Вальдемар Томашевский в очередной раз напомнил, что 18 лет назад Литва ратифицировала Конвенцию о защите прав национальных меньшинств, но она до сих пор не действует. Томашевский также подчеркнул, что одна из статей конвенции прямо указывает, что новые правовые акты не должны ухудшать положение национальных меньшинств, но, к сожалению, в 2011 году в Литве был принят закон о просвещении, который сузил пространство языка нацменьшинств в школах. Большинство предметов стали преподаваться на государственном языке, и это несмотря на то, что в школах нацменьшинств обучение осуществлялось на их родном языке. Вдобавок ко всему в 2010 году был ликвидирован закон о национальных меньшинствах, который действовал в Литве с 1989 года. А принятие новой редакции закона затягивается до сих пор.
Насколько ИАПЛ-СХС удастся сохранить единство с представителями других национальностей, и в частности русских, проживающих в Литве, покажут выборы весной 2019 года. А пока поляки Литвы каждый год в первых числах мая с гордостью продолжают шествовать по литовским проспектам с бело-красными флагами в руках, напоминая Варшаве о Конституции и правах зарубежных соотечественников, угнетаемых литовскими "друзьями".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.