Вагончик тронется – и что останется? Почему Литве нужен российский транзит

© Depositphotos / MartinLisnerКонтейнерные перевозки
Контейнерные перевозки - Sputnik Литва
У Литвы большой транзитный потенциал, но чтобы полноценно его использовать, нужны хорошие отношения как с Западом, так и с Востоком. Россия не против сотрудничества. Литва скорее против

В Вильнюсе считают, что внешнеэкономическая (в частности, энергетическая) политика страны является более чем эффективной. Однако факты говорят об обратном.

Назло бабушке уши отморозить

Транзитные перевозки - Sputnik Литва
Россия готова "поделиться" транзитом контейнеров с Литвой и Латвией
Чтобы понять экономическую "логику" Литвы, достаточно привести несколько примеров ее энергетических "достижений".

Великий и ужасный "Газпром", по мнению литовского руководства, годами "душил" страну высокими ценами на газ. Допустим (хотя спросить стоит с тех в Литве, кто подписывал с ним договор). И вот в Клайпеде появился СПГ-терминал (причем без европейской помощи, которую при должном подходе можно было получить). Результат — неконкурентоспособность проекта, мощности которого никому не нужны. Для полного счастья Литва собирается закупать "дешевый" американский СПГ.

Второй пример. АЭС в Островце будет построена без вариантов. В таких случаях обычно говорят — если банкета не удается избежать, его надо возглавить. Иными словами, Литве выгодно иметь Белоруссию как альтернативный источник дешевой электроэнергии. Но Сейм уже успел отказаться от нее на законодательном уровне. Хорошо еще, что нереализованной осталась авантюра с постройкой Висагинской АЭС.

Третий пример. Литва получает немало средств из структурных фондов ЕС, которые во многом финансируются Германией. При этом она, будучи частью единой Европы, в угоду США едва ли не требует закрыть "Северный поток – 2", раздражая как Берлин, так и Москву. Причем последняя особенно чувствительно относится к политическим выпадам и может дать экономический ответ.

Короче говоря, сплошной "прагматизм". А теперь о транспорте.

И хочется, и колется, и мама не велит

Транзитные перевозки - Sputnik Литва
Страны Балтии запустят контейнерный поезд Amber Train
Представленный выше энергетический подход — это еще куда ни шло, все-таки стратегическая отрасль экономики, сопряженная с политическими рисками. А как насчет транспортного сотрудничества? Вот генеральный секретарь совета по транссибирским перевозкам ОАО "РЖД" Геннадий Бессонов заявил, что железнодорожники Польши и Белоруссии не справляются с перевалкой грузов, а страны Балтии могут обеспечить транзит до Калининграда.

Государственные "Литовские железные дороги" (ЛЖД), вероятно, готовы "к труду и обороне", поскольку им как компании такое развитие событий принесло бы существенный доход. И в целом в ЛЖД не видели проблемы в кооперации с российскими партнерами (например, c "Трансмашхолдингом").

Однако вряд ли местные политики позволят литовским железнодорожникам развивать "кремлевский экспорт". К примеру, член парламентского комитета по национальной безопасности и обороне, консерватор Арвидас Анушаускас раскритиковал действия ЛЖД на российском направлении, отметив, что таким образом компания осуществляет свою собственную внешнюю политику.

Александр Разуваев - директор аналитического департамента компании Альпари - Sputnik Литва
Разуваев: Прибалтика злится, что "Северный поток – 2" пройдет мимо нее

Он же, комментируя контракт ЛЖД с еще одной российской компанией — "Балткран", заявил, что "Литовские железные дороги" являются стратегическим хозяйственным субъектом и интересы национальной безопасности в данном случае должны безусловно быть на первом месте. Ну а как консерваторы (а вместе с ними и президентура во главе с Далей Грибаускайте) понимают эти интересы, объяснять не надо — смотри выше.

Таким образом, поверить в то, что ЛЖД в нынешней ситуации "растущей российской угрозы" сможет беспрепятственно реализовать мысль Бессонова, трудно (разве что кому-то в Литве с этого что-то тихо перепадет). При этом здравый смысл кричит об обратном, но он у литовского руководства в последнее время не в чести.

Так что поезда, видимо, пойдут, например, в Мурманск, где стартовал инфраструктурный проект "Лавна". А Литва, если продолжит в том же духе, вскоре может лишиться и белорусского транзита (у не любящего критику Александра Лукашенко нервы не железные). Да и ладно — нам "диктаторских подачек" не надо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский