Не пущать и запрещать: как в Литве борются с российским ТВ

© Depositphotos / antb Телевещание, архивное фото
Телевещание, архивное фото - Sputnik Литва
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Суд справедливости Евросоюза скажет свое веское слово о борьбе литовских стражей телевизионной этики с российскими телеканалами, которые не только вредно влияют на умы жителей Литвы, но еще и съедают часть "рекламного пирога", которую могли бы поделить между собой национальные коммерческие каналы

Борьбу с российскими каналами в телевизорах своих соотечественников литовские власти ведут уже почти 14 лет. Особо агрессивно — после украинского Евромайдана и вхождения Крыма в состав России.

ПБК — красная тряпка для литовского быка

Первый призыв к исключению из кабельных сетей сигнала Первого Балтийского канала (ПБК — вещание Первого канала России в странах Балтии. — Sputnik) прозвучал летом 2004 года. Тогдашний министр иностранных дел Антанас Валенис с высокой трибуны Сейма возмущался программой "Тайны века". В ней продюсер и журналист Алексей Пиманов осмелился интерпретировать по-своему кровавые события 13 января 1991 года в Вильнюсе, не проконсультировавшись с официальными литовскими властями. Неслыханная дерзость.

Мужчина держит пульт перед телевизором, архивное фото - Sputnik Литва
В Литве на год запретили вещание "РТР-Планеты"

Владельцам ПБК удалось быстро уладить конфликт. Они доходчиво объяснили литовским властям, что к производству "Тайн века" ПБК не имеет никакого отношения, а лишь ретранслировал программу, произведенную московскими журналистами Первого канала России.

Благо, время тогда было достаточно спокойное и отношения между Москвой и Вильнюсом еще не опустились до точки замерзания. На фоне этого первого скандала в эфир вышла и программа "Литовское время", журналисты которой на русском языке рассказывали жителям Литвы обо всех последних событиях в стране. Ее появление в эфире стало костью в горле местных коммерческих каналов.

"После запуска ежедневной информационной программы "Литовское время", которая выходила сразу после московского "Времени", рейтинг ПБК стремительно пошел вверх. Уже через пару лет каждый вечер нас смотрело около 15 процентов телезрителей Литвы, а это чуть ли не треть миллиона человек. Для трехмиллионной Литвы — существенный показатель. Мы даже стали опережать вечерний выпуск новостей национального ТВ", — вспоминает первый шеф-редактор ПБК-Литва (2004-2015) Сергей Перепелица.

Счета рекламного бюджета ПБК стали исчисляться миллионами литов. Это, естественно, не понравилось владельцам местных коммерческих и государственных каналов. На тот момент Государственное радио и телевидение Литвы (LRT) еще не финансировалось полностью из госбюджета и существовало благодаря рекламодателям.

Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств - Sputnik Литва
Мартынов: запретив "РТР-Планету", Литва снова показала "пещерную русофобию"

"Примечательно, что за все годы существования "Литовского времени", вплоть до закрытия 1 января 2018 года, ни к одному из сюжетов программы не смогли прицепиться стражи журналисткой этики. А некоторые депутаты Сейма, в приватных беседах без микрофона, говорили журналистам, что ПБК — самый объективный и не подверженный политической цензуре канал", — сказал Перепелица.

ПБК, который вскоре превратился в холдинг Baltijas Mediju Alianse (BMA), стал влиятельным игроком на медийном рынке Литвы. Против него сплотились почти все литовские теле-СМИ. А тараном стала Литовская комиссия по радио и телевидению (ЛКРТВ).

И если раньше любое решение комиссии о блокировании российских телеканалов, транслируемых холдингом BMA ("НТВ-мир", "РЕН-ТВ", Первый канал), должно было еще рассматриваться в суде, то сегодня для исключения ТВ-канала из сетки вещания даже судебное решение не нужно. Достаточно протокола ЛКРТВ с подписями членов совета. И этим правом литовские ревнители "европейской честности" успешно пользуются, поочередно блокируя тот или иной канал под предлогом борьбы с "российской пропагандой".

"РТР-Планета" — лицо литовской демократии и свободы слова

Последнее громкое решение ЛКРТВ — приостановление на год вещания "РТР-Планеты" (провайдер — шведская компания NCP RUSSMEDIACOM). Виновник — вице-спикер Госдумы России Владимир Жириновский. В его острых речах в политических ток-шоу в сторону противников России литовские чиновники "от журналистики" усмотрели "подстрекательство к войне и ненависти", а значит — угрозу безопасности чуть ли не всего мира. Но на то он и Жириновский.

Министерство иностранных дел России - Sputnik Литва
МИД РФ назвал неприемлемым ограничение вещания "РТР-Планеты" в Литве

Под подобным предлогом ранее уже приостанавливалось вещание "РТР-Планеты" в Литве. А теперь русскоязычные телезрители смогут следить за перипетиями жизни в России и мире в студии Владимира Соловьева лишь по вещанию в интернете, которое сегодня активно вытесняет эфирное и кабельное вещание.

Европа недоумевает

Цивилизованная Европа всегда с недоумением относилась и относится к очередному блокированию российских каналов в Литве. Вильнюс пытаются вразумить и напомнить о свободе слова.

"Когда так много открытых каналов, открытых возможностей информации, не время запрещать информацию, лучше ответить на это более широким, подробным содержанием высокого качества. Я бы сказала, что вместо запретов следует создавать на национальном уровне больше качественных программы, направленных на различные группы общества", — цитирует издание "Обзор" представителя Европейского вещательного союза (ЕВС) в Восточной Европе Радку Бечеву.

Вести: 25 лет в эфире российского телевидения, архивное фото - Sputnik Литва
ВГТРК отказался цензурировать эфир по требованию Литвы

Европа попытается как-то внести цивилизованную нотку в многолетний спор ВМА с литовскими властями, которые требуют перенести российские телеканалы в платный пакет. По мнению литовских чиновников, это требование вполне законно и не противоречит законодательству Евросоюза. Департамент по делам европейского права надеется, что Суд справедливости ЕС поддержит и соответствующее решение Вильнюсского окружного административного суда (ВОАС) по рассматриваемому им делу Baltic Media Alliance.

А пока суд да дело, представительница ЕВС Радка Бечева уже посоветовала литовским журналистам бороться с российской пропагандой не запретами и отключениями, а созданием альтернативного и качественного продукта. А вот на него-то у литовских СМИ денег как раз и не хватает. Да и кому нужны новости и аналитика на литовском языке, которым в мире владеет лишь три миллиона человек.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0