В феврале на экраны выходит мистико-криминальный триллер "Селфи". Вместе с российскими звездами первой величины Федором Бондарчуком и Константином Хабенским в этом фильме играет литовская актриса Северия Янушаускайте.
Корреспондент Sputnik Лев Рыжков встретился с Северией после предпремьерного кинопоказа в Международном пресс-центре МИА "Россия сегодня" в Москве и побеседовал о специфике работы с российскими звездами, а также о том, чем литовское кино отличается от европейского.
Родители не заругают
- Какой эпизод больше всего запомнился вам из работы над фильмом "Селфи"?
— Этих эпизодов на самом деле было мало. Но был один тяжелый эпизод, когда мы поднимаемся в комнатку, идем с героем Хабенского по очень крутым ступенькам наружной лестницы. И было безумно холодно. Просто невероятно. А мы все ходили туда-обратно, туда-обратно по этому жуткому холоду. Я была на каблуках и в шубе. Я играла, будто мне очень хорошо, но чувствовала себя очень плохо.
- Вы Константина Хабенского не стеснялись? Он все-таки мэтр.
— А чего я должна стесняться? Он такой же человек.
- А в быту, в общении, за пределами съемочной площадки российские кинозвезды не зазнаются?
— Они очень простые люди. Мне повезло. Я вообще со "звезданутыми" пока не работала.
- Я заметил, что вы очень подружились с автором сценария Сергеем Минаевым.
— Нет, не очень. Все нормально! Я со всеми дружу. Я реально впрыгнула в этот проект, отыграла. Было очень интересно поработать. Потом так же выпрыгнула.
- Первая же сцена в фильме – эротическая. Родители вас не заругают?
— Они уже столько видели! А за что там ругать, скажите? Это какой-то коварный вопрос. Что там – слишком откровенно все? Так вы другие мои фильмы, значит, не видели. Надо посмотреть!
Том Тыквер держит весь фильм в голове
- Ну кто же не знает сериал Тома Тыквера "Вавилон – Берлин", в котором вы играете. Как идут дела в этом прекрасном проекте?
— Мы его закончили. Он выходит 30 января. Процесс завершился. Наверное, будут снимать третий и четвертый сезоны. Я пока не уверена, что я там останусь. Но посмотрим!
- А как работается на европейских съемочных площадках по сравнению с российскими?
— Там все чуть-чуть по-другому. И бюджеты другие, отличаются от российских раз в тридцать. И массовка – тысячи людей. Три режиссера, пять камер. Съемочный процесс там все-таки происходит быстрее. Было безумно интересно работать. Съемкам предшествовала очень длинная подготовка – три месяца. И пять лет писали сценарий. Снимали полгода. Это очень большой проект. И я подумала, что, может быть, так снимают и в Голливуде?
- А какой человек этот легендарный Том Тыквер, снявший "Беги, Лола, беги!", "Парфюмер", "Облачный атлас"?
— Очень веселый, позитивный. Постоянно в хорошей спортивной форме. Он себе не позволяет грустить. Но он очень требовательный. Нет такого, что он взял актеров и с ними не работает. Нет. Он работает. Но работает поразительно точно, все его указания на съемочной площадке – очень точные. Это большая редкость. Такие режиссеры – это личности. И очень сложные. Им иногда бывает очень сложно объяснить, чего они хотят от тебя. Ты должна сама придумать, как ты существуешь в кадре.
А режиссер уже все знает, и ты видишь это. Том Тыквер снимает монтажно, сразу начисто. Не так, как мы, когда иногда начинаем творческий поиск на площадке. Снять ли эпизод "восьмеркой", крупным, общим или средним планом? А Тыквер уже видит в голове, как это будет в результате. Это очень здорово.
- Он вам не предлагал какие-то новые проекты?
— Нет, он очень занят. И актеров там очень много, чтобы он всем предлагал. Но все-таки это для меня уже огромный успех. Я довольна. Это не значит, что я с ним обязательно буду работать дальше. Но это открывает какие-то двери – или окна.
Мне сейчас стало любопытно попробовать, может, сделать музыку. Чуть-чуть, может быть, отойти от кино. Сделать паузу. Потому что, когда много проектов, ты устаешь, становится скучно. Не хватает интересных сценариев. И надо искать какую-то альтернативу.
- Вы поете? У вас очень красивый голос.
— Да, я пою. Мы с ребятами из проекта "Вавилон – Берлин", которые делали саундтрек, думали, что надо, может быть, как-то вместе творить. Посмотрим. Это будет альтернатива, но для меня она очень любопытна. Я уже давно хотела не то чтобы иметь свою группу и быть поп-певицей – нет. Но записать музыку и сделать композицию я бы попробовала.
Отношения государства и культуры трагичны
- А можно ли сравнить европейское кино с литовским? Есть какое-то отличие?
— У нас очень маленькая киноиндустрия. Отношения государства и культуры – трагичны. И ожидать от государства каких-то денег – мне кажется, невероятно. Но так везде! Всегда надо какие-то средства искать самому. И все-таки приходит молодое поколение. И то, что они сейчас снимают, это, естественно, – артхаусный вариант. Но они становятся смелее.
Мне хочется пожелать нашим кинематографистам смелости. Потому что есть такой литовский комплекс: мы маленькие, никому не интересные. У нас нет денег. Но не деньги все решают. У Тыквера были огромные деньги, но фильм делается все-таки на его таланте. Ты можешь иметь много денег, а сделать полную ерунду.
- Зовут ли вас сниматься в Литву?
— Я снималась в Литве. Летом я сделала три фильма. Один короткий метр и два полных.
- Давайте расскажем про них?
— Один проект называется "Родина". Его сделал молодой режиссер, дебютант. Он учился у великого режиссера Терренса Малика и приехал из Америки. Молодой режиссер наполовину литовец, наполовину американец. И мы сняли артхаусный фильм про 90-е годы в Литве, когда все поменялось, Литва стала свободна. Он о том, как тяжело женщине возвращаться домой из Америки и становиться полноценной матерью. О том, как обрести свой дом. Такая любопытная и грустная история. Я очень жду выход этого фильма.
- А остальные два проекта?
— Еще был короткий метр, который в Литве снимали британцы – парень и девушка. Этот фильм про психические страхи, про фобии. Когда человек слышит голоса. Такой был странный, интересный проект. И я сыграла героиню, у которой не то чтобы шизофрения, но она слышит голоса. Фильм о том, как мы таких людей не понимаем, не воспринимаем в обществе.
А третий проект – очень-очень артхаусный. Это черно-белое кино, чрезвычайно сложное. Я не буду сейчас много о нем рассказывать. Просто этот фильм очень долго снимается. Практически без денег. Но режиссер Юргис Матулявичюс – интересный парень. У него какой-то необычный взгляд на съемочный процесс. Он ученик Шарунаса Бартаса. И это чувствуется.
Актеры в Литве есть!
- Поддерживаете ли вы, находясь в России, связь с земляками? С той же Ингеборгой Дапкунайте или с театральными режиссерами – с Римасом Туминасом, например?
— Когда я приезжаю в Москву, я настолько занята, что вижу только гостиницу, сценарий и площадку. Жалко! Я как-нибудь хотела бы встретиться с земляками. Но я и их понимаю – они очень заняты. Но я уверена, что они обо мне знают.
С Туминасом мы знакомы. Я даже вначале была в гостях у него. Очень интересно. Он показал мне Вахтанговский театр, как там все работает. А встречаться в Литве? Не знаю. Есть такой момент: то, что есть в России, пусть и останется в России.
- Что вы пожелаете литовским зрителям, когда они будут смотреть "Селфи"?
— Мне хотелось бы, чтобы литовцы все-таки больше гордились собой. Чтобы в них было больше позитива. Потому что есть такой комплекс: мы маленькие, у нас нет актеров. Они есть! Вы просто их не знаете. И это – ваша беда, а не их.
Меня не узнают в Литве. А вот когда я сидела в кафе в Брюсселе, ко мне подошли какие-то женщины и сказали: "Мы вас знаем! Вы из "Вавилон – Берлин". Я была в шоке. Так что кому надо – тот знает.
У нас в стране есть люди, которые очень много работают. Их надо поддержать. Так что я желаю этого и вам, и нам.