"Альтернативой полицейскому государству является только криминальное государство". Это слова самого премьер-министра Саулюса Сквернялиса, сказанные этой весной. Позже он добавил, что это "такая шутка". В каждой шутке есть доля шутки. Выбирайте, уважаемые граждане: вами будет руководить либо бывший полицейский Сквернялис, либо преступники. Третьего не дано, ну разве что анархия…
Самое интересное заключается в том, что, как показали события, Сквернялис не очень-то и шутил. В первые годы своей работы в качестве премьер-министра он проявил особую поддержку представителям силовых структур. Той среде, в которой он вырос, и которая остается ему самой близкой.
Люди, которые прежде работали со Сквернялисом в силовых структурах и которых он считает своими спутниками, теперь занимают высокие посты. Это и нынешний министр внутренних дел, и заместитель министра, а также директор Службы расследований финансовых преступлений, начальник Государственной пограничной охраны, советники премьер-министра и даже руководитель центра закупок "Литовских железных дорог". (Как известно, эта компания выполняет много и очень выгодных заказов.)
Давайте не будем забывать верного друга премьер-министра Витаутаса Бакаса, который в настоящее время возглавляет влиятельный Комитет национальной безопасности и обороны Сейма. (Кстати, эти молодые политики быстро почувствовали дух нашей эпохи и теперь повсюду видят угрозу России и ее вдохновляющие заговоры).
Аппетит приходит во время еды. Обставившись своими, их нужно еще и побаловать материальными благами. Вследствие чего, согласно классику политических интриг Никколо Макиавелли, которого, похоже, читает премьер перед сном, свои будут еще вернее.
Чувствуя поддержку Сквернялиса, представители силовых структур засыпали Сейм просьбами о повышении своих зарплат. То же самое делали медики и преподаватели, однако требования медиков премьер-министр почему-то назвал "шантажом", а поправки в закон о повышении зарплат прокуроров успешно проложили себе дорогу в Сейм. Видимо, прокуроры "равнее" врачей.
Согласно вышеупомянутым поправкам, в следующем году прокуроры каждый месяц будут получать на 400-500 евро больше, чем сейчас. Это впечатляющая сумма в нынешнее время, которая превосходит месячную зарплату некоторых работников сферы образования.
Скромнее, но вырастут и зарплаты специалистов Службы спецрасследований, которые борются с коррупцией: они получат на 200-250 евро больше. Эта небольшая сумма равна минимальной пенсии.
Вот так, под громким лозунгом борьбы с коррупцией, Сквернялис укрепил и так достаточно влиятельные силовые структуры. Теперь их представители не забудут, кому они должны быть благодарны, чью волю теперь надо учитывать.
Сами же литовские избиратели причастны к сложившейся ситуации. Им уже давно не достает "сильной руки", они живут надеждой, что тот или иной литовский "жесткий" политик "наведет порядок" в стране. Ведь так намного удобнее, чем стараться что-то изменить самим. С лозунгами "порядка и справедливости", с образом "крутого мужика" в 2003 году президентские выборы выиграл Роландас Паксас. Долгие годы на вершине рейтинга господствовал генеральный комиссар полиции Витаутас Григавичюс. Позже дважды президентские выборы выигрывала Даля Грибаускайте, которая четко демонстрирует авторитарный стиль правления.
Сейчас же на ее место и на звание продолжателя политики Грибаускайте претендует сторонник полицейского государства Саулюс Сквернялис. Особой популярностью премьер пользуется у жителей районов со средним образованием и у жителей старшего поколения, а именно они и являются большинством избирателей. Поэтому премьеру остается только не совершить много ошибок. Еще известный психолог и философ ХХ века Эрих Фромм заметил, что большинство людей бежит от свободы.
Она, свобода, для большинства является тяжелым бременем, потому что приходится самостоятельно мыслить и принимать ответственность за свои поступки. Намного легче взвалить бремя мысли и ответственности на плечи авторитета извне: на плечи предводителя нации, на партию, на церковь и СМИ. Такие люди в условиях необузданного рынка бегут от свободы еще и потому, что воспринимают себя маленькими и униженными, ведь они видят, как немилосердно поступают силы мощной экономики, как ломаются судьбы и сколь мало все это зависит от простых людей. По мнению Фромма, заставляет их расстраиваться, озлобляться и злиться. Именно поэтому они так жаждут "твердой руки", которая отомстит за них. Такие избиратели по достоинству оценивают демонстрацию силы и презирают слабых.
Рейтинг Сквернялиса подскочил до небес именно тогда, когда он осенью 2015 года "обменялся любезностями" с одной слабой женщиной. Стоит вспомнить этот случай. В ту ночь по Вильнюсу слонялся один не совсем адекватный человек с автоматом.
Сквернялис, который в тот момент занимал пост министра внутренних дел, руководил операцией по поимке этого человека. Когда ему позвонила непопулярная председатель Сейма Лорета Граужинене и нейтрально поинтересовалась, что нового известно о поимке преступника, Сквернялис грубо и унизительно оборвал разговор. Казалось бы, мелочь, но она характеризует Сквернялиса. Как и его слова — "заткните этого человека", предназначенные члену Сейма, который осенью посмел спорить и (какая дерзость!) подшутить над премьером во время заседания Сейма.
Военные и полицейские на вершине власти — это не европейская, а скорее латиноамериканская, азиатская, африканская традиция. Неприятно, но приходится признать. В Европе, особенно в Западной и Северной, господствуют другие тенденции. Там другой менталитет. Нам же придется "дозревать". И переболеть подростковыми болезнями, когда так не хватает "твердой руки".
До этого Сквернялис все 20 лет служил в полицейских структурах. А гражданский пост премьера занимает всего лишь год. Нам остается только наблюдать и оберегать его от соблазна достать полицейскую дубинку в тот момент, когда это не столь необходимо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.