Пример, как это сделать, показывают деятели искусства Литвы, попавшие под воздействие атмосферы подозрительности. Мания поиска врагов приобрела форму гротеска. Откуда растут корни этой мании, кто виноват, и что делать?
Но сначала — кратко об этом гротеске. Взволнованный тем, как набирает популярность интервью дизайнера Юозаса Статкявичюса порталу Sputnik, известный пропагандист Андрюс Тапинас в разгаре "патриотизма" решил проверить устойчивость других деятелей искусства Литвы к "замыслам врагов". Сотрудник его телепередачи, представившись журналистом Sputnik, по телефону просил интервью у ряда деятелей искусства. Ожидая, что они, возможно, "попадутся" и (о, ужас!) российским СМИ выскажут свое мнение о ситуации в Литве.
Но литовские деятели искусства — это самые патриотичные деятели искусства в мире. Они сделали правильные выводы после судьбы уже извинившегося за сказанное Статкявичюса. Вот что сразу после звонка мнимого портала Sputnik в Facebook написала режиссер Даля Ибелгауптайте: "ВНИМАНИЕ!!! Невероятно, но правда — мне только что несколько раз звонил подозрительный "No Caller ID", ответила, потому что думала, что кто-то из Лондона, но… представился по-русски корреспондентом Sputnik, из Москвы. Не сказала ни слова, сбросила вызов и больше не отвечала, хотя и звонили. /…/ Благодарны Юозасу Статкявичюсу, поскольку теперь знаем, кто тот Sputnik, и проявляем бдительность… ПУБЛИЧНО ИНФОРМИРУЕМ ВСЕХ, ЧТО НИЧЕГО ОБЩЕГО С НИМИ НЕ ИМЕЛИ И НЕ ИМЕЕМ".
Вслушайтесь в термины: "Внимание!", "Не сказала ни слова", "Проявляем бдительность", "Информируем, что ничего общего…". А какой размер букв. Как на плакате. Больше похоже на 1937-ой год, нежели на 2017-ый. И хоть это и была досадная провокация, ее результаты показывают, как напуганы деятели искусства Литвы, как они боятся сделать даже малейший "неверный" шаг, какая атмосфера страха и подозрительности царит в стране. Ибелгауптайте поспешила сама публично "признаться". То же самое сделали еще несколько деятелей искусства…
Цензура уже переросла в самоцензуру, в постоянный контроль за соответствием своих действий "партийной линии". (Кроме того, узнав, что они стали жертвами провокации, деятели искусства строго осудили Тапинаса, назвав его методы советскими). Что же произошло в нашей Литве, что получившие свободу дети поющей революции стали подозрительными, всюду ищущими врагов людьми? Как наша поющая революция переросла в контрреволюцию цензуры?
Корни — в авторитарном подсознании большинства из нас. Не все, но большинство демократов со времен перестройки ими не были. Они были автократами, прикрывавшимися маской демократов. Типичным и самым главным примером в этом смысле является узурпатор детей поющей революции Витаутас Ландсбергис. Поднявшийся на общей волне демократизации, получивший силу власти от народа, он ее использовал для укрепления своей власти и притеснения демократии.
Как это происходило? Используя старый принцип "разделяй и властвуй". Команда Ландсбергиса сознательно столкнула почти всех, кто тогда жил в Литве или в воображении "демократов": коммунистов с "патриотами", Литву с Россией, ссыльных с "кагебистами", "правильных" демократов с "неправильными", граждан с "агентами Кремля". Конечно, в эпохе 1988-1991 годов, после сталинизма и стагнации в Литве накопилось немало противоречий. Однако страну можно было объединить, а получившие власть ландсбергисы ее специально раскалывали. Чтобы было легче править.
Когда это неизбежно привело еще и к экономическому упадку, у власти уже был удобный ответ — мол, это саботаж "красных директоров". Мнимые антисталинисты прекрасно овладели инструментарием сталинизма. При строительстве демократии борьба классов только обостряется. Число агентов Кремля только увеличивается. Поэтому репрессии — необходимы.
Сначала был нанесен удар "непатриотическим" партиям и их "прихвостням". Уже в 1991 году была запрещена та оставшаяся от литовской коммунистической партии часть, которая выступила за Литву в составе СССР. Несколько ее старых руководителей были схвачены, показательно осуждены и посажены в тюрьму, их лидер, профессор Миколас Бурокявичюс отсидел 12 лет… Были посажены и несколько руководителей организации "Единство" с похожей идеологией, только объединяющей общество и русских. Таким не место в свободном обществе! Европа же и свободное литовское общество наблюдало за этими процессами с нескрываемым безразличием.
Следующий серьезный шаг литовский Сейм сделал в 2010 году. С того времени за отрицание "советской оккупации и агрессии в 1940-1991 годах" можно оказаться в тюрьме или получить штраф. Так же запрещено публично демонстрировать советские символы — красную звезду, серп и молот, портреты коммунистических лидеров, нельзя публично транслировать гимны СССР и Советской Литвы. Тот же закон запрещает и использование нацистской символики — они приравнены одна к другой.
Вскоре соответствующие репрессии обрушились на политика Альгирдаса Палецкиса. За что? Только за его мнение о событиях в Вильнюсе 13 января 1991 года, когда он в интервью сказал: "Свои стреляли в своих". Сегодня в Литве уже больше нельзя пытаться искать историческую правду, поднимать вопросы, связанные с советским периодом. Палецкиса показательно судили, и хотя он представил свои аргументы и привел свидетелей тех событий, ему присудили штраф в несколько тысяч евро. Более того, против нескольких упомянутых свидетелей были возбуждены дела "за ложные свидетельства". Их оправдали, но урок получили все другие.
Чтобы спокойно править, людей нужно было и дальше держать в страхе. Поэтому очень "логично" после Майдана на Украине власть стала поднимать военную и русофобскую истерию. Русские нападают! Борцы со всем советским оживили цензуру советского образца — начали наказывать те российские каналы, которые в своих передачах "неверно" подают события 13-ого января, Украины и Крыма.
Антисталинисты параллельно начали продвигать пропаганду сталинского характера на госканалах и каналах других крупных СМИ. На сцену вышли молодые ландсбергисы типа Тапинаса, взращенные в духе псевдо патриотизма, амбициозные конформисты, почувствовавшие, что легче всего карьеру можно сделать, тупо крича "враг у ворот!" и везде с фонарем разыскивая коллаборантов врага. Пропагандисты именного такого типа сейчас транслируют свою гениальную прозорливость с помощью крупных СМИ.
Именно результатом их возрастающего влияния являются кампании преследования, унижающие достоинство человека, которые пережили Юозас Статкявичюс, Рута Ванагайте и множество других, уже забытых людей, осмелившихся иметь свое мнение о настоящем, послевоенном времени, или по случаю 9-ого мая разместившие в Facebook советские символы… Именно усилиями псевдопатриотов директора школ после случая в городе Шилуте теперь боятся отпускать своих учащихся в познавательные путешествия по России. Именно благодаря им действует портал akylas.lt, где можно пожаловаться на соседа или сообщить о другом "подозрительном элементе". Благодаря им объявляются импичменты членам Сейма только за то, что они организовали встречу представителей власти с "Росатомом".
Резюмируя: колесо истории повернулось. Мы снова находимся в Литве приблизительно 1986 года, когда нами правила окостенелая автократичная элита – правила с помощью цензуры, самоцензуры и репрессий, а ситуацию тогда проясняли только несмелые лучи демократии, забредшие из московских "Огонька", "Литературной газеты" или телепередачи "Взгляд". Конечно, это сравнение с 1986-ым является аллегорией и не совсем точное, но основание для него есть.
Таким образом, кто виноват, вроде выяснили. А что делать, и что будет?
Во-первых, нужно признать болезнь, чтобы ее вылечить. Публично диагностировать ее и как можно шире этот диагноз распространить. Чтобы все поняли. Эта болезнь называется "авторитарные, сталинские тенденции в демократии". Когда мы это признаем, тогда будет ясно, что эта детская болезнь излечивается двумя способами. Во-первых, индивидуальной работой со своей совестью каждого предполагаемого антисталиниста и псевдопатриота. И во-вторых, поскольку нет гарантий, что они это искренне сделают, поэтому нужен и второй способ: все остальные люди не должны быть безразличными, им нужно сплотиться, публично, в соцсетях и через общественные организации просвещать и воспитывать общество. И смеяться над тапинасами, поскольку они действительно похожи на клоунов. Пока еще можем смеяться. Чтобы 1937-ой не повторился в новой форме. Поскольку знаков тьмы достаточно — невинная автобиографическая книга Руты Ванагайте уже уничтожена…
А до этого из книжных магазинов были изъяты книги русского политолога Николая Старикова.
До 2019 года ничто по сути не изменится, поскольку до того времени страной будет руководить идейная ученица Ландсбергиса Даля Грибаускайте, прекрасно выучившая краткий курс ВКП (б). Из существующих реальных претендентов на ее пост едва ли не все кандидаты более демократичны, чем она. Только от нас, от молчаливого большинства будет зависеть, как долго мы позволим быть запугиваемыми ею.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.