ВИЛЬНЮС, 11 окт — Sputnik. Сумма, которую Латвийская транзитная отрасль может потребовать в качестве компенсации у Литовских железных дорог за разобранные рельсы на участке Мажейкяй-Реньге, может составить от нескольких десятков до 150 миллионов евро, сообщает LTV.
На прошлой неделе Еврокомиссия (ЕК) по просьбе Латвии оштрафовала Lietuvos geležinkeliai на 27,87 миллионов евро за демонтаж дороги Мажейкяй — Реньге (Латвия) и обязала восстановить пути.
ЕК обвинила компанию в том, что таким образом та ограничила конкуренцию. Демонтаж ударил по транзитным перевозкам Латвии, а порт в Клайпеде, напротив, увеличил грузооборот. Теперь кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии проходит по территории Литвы.
Поскольку уплата штрафа не отменяет обязанность устранить нарушение, то латвийская сторона может потребовать компенсацию убытков.
"Решение говорит, что конкуренция нарушена, что дает возможность предприятиям подсчитать убытки и обратиться по поводу их возмещения или в суд, или к Lietuvos geležinkeliai, чтобы ущерб был покрыт", — заявил министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.
По словам министра, в настоящее время Latvijas Dzelzceļš подсчитывает недополученные доходы. Издержки на содержание неиспользуемой в последние годы линии на Реньге составили шесть миллионов евро, а недополученные доходы — намного выше.
Представители латвийской транзитной отрасли считают, что компенсацию с литовской стороны стоит требовать в том числе, чтобы мотивировать ее как можно быстрее восстановить разобранные рельсы. Возможные решения будут искать также во время запланированной на ноябрь встречи министров балтийских стран.
Как сообщал Sputnik Литва ранее участок длиной в 20 километров между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был разобран литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который до сих пор не завершился.
Из-за разбора железнодорожного пути в Клайпедском порту увеличился грузооборот, но сократился транзит в Латвии — здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.
Кроме Латвии, на разобранные рельсы Брюсселю также жаловался польский нефтеконцерн Orlen, контролирующий НПЗ в Мажейкяй и нефтетерминал в Бутинге, однако отношения Литвы с этой компанией в последнее время улучшились.