ВИЛЬНЮС, 2 окт — Sputnik. Еврокомиссия (ЕК) в понедельник оштрафовала литовскую государственную железнодорожную компанию Lietuvos geležinkeliai (Литовские железные дороги) на 27,87 миллионов евро за то, что она ограничила конкуренцию, разобрав в 2008 году рельсы на участке путей из Мажейкяй в Реньге (Латвия), сообщает пресс-служба ЕК.
"То, что в целях защиты от конкуренции предприятие разбирает общественную железнодорожную инфраструктуру, не имеет прецедента и неприемлемо", — заявила ответственная за конкуренционную политику еврокомиссар Маргрет Вестагер.
Литва может обжаловать штраф в Суде Евросоюза (ЕС) в Люксембурге. Кроме того, уплата штрафа не отменит обязанность устранить нарушение, а пострадавшие страны могут подать иски.
Как сообщал Sputnik Литва ранее участок длиной в 20 километров между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был разобран литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который до сих пор не завершился.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис на прошлой неделе заявил, что Литва использует все правовые возможности, чтобы доказать свою правоту.
В преддверии этого решения Латвия, которая пожаловалась на Литву, усилила давление и официально вручила ноту с требованием восстановить разобранный участок путей и восстановить возможность перевозки грузов для Латвийских железных дорог.
Министр сообщения Латвии Улдис Аугулис положительно оценил тот факт, что МИД Латвии подключился к решению данного вопроса, направив Литве ноту с требованием восстановить рельсовые пути из Мажейкяя в Реньге и вернуть возможность перевозки грузов для Латвийской железной дороги.
По словам Аугулиса, восстановление железнодорожных путей может стать значительным фактором для всей отрасли, учитывая, что из нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе в этом году было транспортировано примерно 1,5 миллиона тонн грузов.
При этом министр сообщения воздержался от прогнозов, будет ли восстановлено движение поездов по железной дороге между Реньге и Мажейкяем. Он отметил, что надо дождаться официального ответа Литвы на направленную ноту и потенциального решения Еврокомиссии о санкциях в отношении Литовских железных дорог. Аугулис утверждает, что Латвия на своей территории железной дороги между Реньге и Мажейкяем может восстановить сообщение в течение 24 часов.
Кроме Латвии, на разобранные рельсы Брюсселю также жаловался польский нефтеконцерн Orlen, контролирующий НПЗ в Мажейкяй и нефтетерминал в Бутинге, однако отношения Литвы с этой компанией в последнее время улучшились.
В начале сентября премьер сообщил, что LG представила концерну Orlen предложение, как разрешить спор относительно разобранных путей. Тогда премьер говорил, что предложение включает в себя благоприятные тарифы на перевозки грузов Orlen в обмен на то, что участок путей не будет восстановлен.
Весной прошлого года сообщалось, что ЕК предъявила Литве ультиматум о том, что за разобранный участок пути компания должна разделить виды деятельности или же заплатить штраф в размере до 10% оборота или 43 миллионоа евро, а также восстановить участок путей, что может обойтись еще в 20 миллионов евро.