ВИЛЬНЮС, 28 сен — Sputnik. Посол РФ в Литве Александр Удальцов заявил, что проект строительства газопровода "Северный поток-2" рожден экономическими интересами, сообщает Обзор.
"Строительство газопровода "Северный поток-2" продиктовано исключительно экономическими интересами, причем не только нашей страны, но и ряда государств Евросоюза. И это неудивительно: в последние годы спрос на российский газ в ЕС заметно вырос на фоне снижения в нем собственной добычи. Если в 2016 году рост поставок в Европу российского "голубого топлива" увеличился на 12%, то всего за семь месяцев текущего года — уже на 12,6%", — сказал Удальцов в интервью изданию.
Литва открыто выступает против реализации газового проекта "Северный поток-2", полагая, что целью проекта является поставить западные страны в зависимость от РФ и создать тем самым угрозу энергетической безопасности этих стран.
Удальцов отметил, что тезис об "ущербе энергобезопасности" Европы не выдерживает критики, "напротив, диверсификация маршрутов транспортировки газа позволит уменьшить транзитные риски и повысит надежность газоснабжения его потребителей".
Кроме того, в качестве сопутствующего бонуса, который обеспечит реализация столь крупного энергетического проекта, дипломат назвал рост занятости. По словам Удальцова, только в строительстве газопровода задействовано около 200 компаний из 17 стран.
Он добавил, что маршрут газопровода проекта "Северный поток-2" позволит сократить стоимость доставки газа в Германию в два раза.
"Маршрут от Ямала до Германии по дну Балтийского моря почти на 2 тысячи километров короче действующего сегодня украинского. С учетом этого, а также высокой технологичности новых газопроводов, несложно предположить, что стоимость доставки газа в Германию по "Северному потоку-2" будет ниже, чем через газотранспортную систему Украины, по предварительным подсчетам, в 1,7-2 раза", — сказал дипломат.
Удальцов отметил, что российская сторона не видит необходимости в заключении дополнительного соглашения с ЕС об условиях функционирования проекта.
"Применение "третьего энергопакета" ЕС к этому проекту означало бы не только дискриминацию по сравнению с действующими газопроводами, но и создало бы прецедент экстерриториального применения права Евросоюза в морских акваториях", — сказал посол.
На вопрос не будет ли реализация проекта "Северный поток-2" означать полный отказ от украинского маршрута, Удальцов ответил, что "проект Северный поток-2 не исключает сохранения определенных объемов транзита через территорию Украины. Вместе с тем возникает вопрос о конкурентоспособности данного маршрута в среднесрочной перспективе".
"Как известно, газотранспортная система Украины находится в плачевном техническом состоянии и для ее приведения в соответствие с современными требованиями эффективности и безопасности, по оценке специалистов, потребуется до 19,5 миллиарда долларов США. И это только экономическая составляющая вопроса, не говоря о политике официального Киева, которая серьезно осложняет взаимодействие "Газпрома" с украинской стороной. Ситуация усугубляется как тарифной политикой Украины, так и шагами, затрудняющими взаимодействие "Газпрома" с украинской стороной (отказ от контрактов, судебные иски, штрафы)", — отметил Удальцов.
Дипломат также обратил внимание на снижение воздействия проекта "Северный поток-2" на окружающую среду.
"За счет отсутствия компрессорных станций объем выбросов углекислого газа при использовании "Северного потока-2" будет в 5,6 раза меньше, чем при транзите через Украину", — подчеркнул Удальцов.
Напомним, что газопровод "Северный поток — 2" предполагает строительство двух ниток общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Как ожидается, "Северный поток — 2" будет введен в эксплуатацию до конца 2019 года. Новый трубопровод планируется построить рядом с "Северным потоком".
Премьер-министры Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Румынии и президент Литвы ранее подписали письмо председателю Еврокомиссии, выступая против реализации"Северного потока-2". По их мнению, проект несет в себе риски геополитической дестабилизации.