Странно, потому что это выглядит нелогично: казалось бы, у трех государств много общего, что должно их сплачивать. Твердый курс на активное участие в делах Евросоюза с опорой на США как куратора; общая нелюбовь (мягко говоря) к России; членство в НАТО и желание как можно больше участвовать в деятельности Альянса; общая региональная история с коллективными мифами, в том числе о "страданиях" во время пребывания в СССР. Но есть нюансы, и они меняют все. А именно, твердая убежденность каждой из стран Балтии в том, что своя рубашка ближе к телу, и стойкое подозрение, что соседи по региону постоянно пытаются объегорить друг друга.
Три колеи Rail Baltic
В силу этого любые совместные действия Вильнюсу, Риге и Таллинну осуществлять очень сложно.
Взять хотя бы знаменитый проект Rail Baltic. Несмотря на огромное желание получить серьезные средства из Евросоюза на проект общей стоимостью почти в шесть миллиардов евро, его реализация постоянно сопровождается спорами и скандалами. Каждая из стран-участниц хочет получить больше средств из Брюсселя, чем соседи, невзирая на то, логично это или нет.
Вспомнить хотя бы прошлогодний спор по реализации этой амбициозной идеи, когда проекту угрожало сворачивание из-за особой позиции Литвы. Вильнюс тогда пытался получить максимальную отдачу для себя лично, требуя проводить конкурсы подрядчиков отдельно, а не через совместное предприятие в Риге, опасаясь дискриминации литовских поставщиков.
Также Литва опасалась, что раз заказы будет выполнять зарегистрированное в Латвии совместное предприятие RB Rail, то и налог на добавленную стоимость будет оставаться в Латвии, тогда как Литве хотелось, чтобы уплаты его за работы на своей территории шли в ее казну.
Кроме того, Вильнюс имел разногласия по поводу назначения членов правления RB Rail. Лишь с огромным трудом удалось найти финальный компромисс. Теперь реализацию проекта по созданию общей железной дороги тормозят "особенности эстонской политики". Очевидно, что в Таллинне были разочарованы июльским решением Еврокомиссии выделить значительно меньшую сумму на реализацию текущего этапа, чем планировалось.
Вполне вероятно, что сам проект уже рассматривается некоторыми эстонскими политиками как нереалистичный, потому что иначе трудно понять новое предложение Министерства экономики и коммуникаций Эстонии, в соответствии с которым предлагается выделить Eesti Raudtee 8 миллионов евро, чтобы поддержать бюджетный баланс этой государственной железнодорожной компании, и большую часть суммы ассигновать именно за счет отсрочки действий в рамках проекта Rail Baltic.
Чей газ весомее?
Схожие проблемы взаимодействия складываются и в сфере сжиженного природного газа (СПГ).
Переговоры, призванные создать возможности для того, чтобы запустить руку в фонды ЕС по энергетике, неоднократно заканчивались ничем сугубо в силу собственных интересов той или иной страны.
Вначале Литва преследовала эгоистическую позицию получить согласие Эстонии и Латвии на признание своего построенного терминала по СПГ региональным с тем, чтобы в последующем обратиться в Брюссель за финансированием. Однако страна не учла, с кем имеет дело. Эстония тут же заявила, что будет строить свой терминал, и именно он должен стать региональным, с получением финансирования ЕС, а в Латвии пожелали, чтобы ей тоже кое-что досталось из денег Брюсселя в силу наличия газохранилища.
После долгих споров и встреч Вильнюсу пришлось пойти на попятную. В августе стороны вроде договорились, что региональный пакет СПГ будет состоять из терминала, работающего в Клайпеде, терминала, запланированного в Эстонии, а также газохранилища в латвийском Инчукалнисе. Но как только соседи "созрели" для подачи заявки в Брюссель для финансирования, правительство Латвии тут же решило отложить решение и запросило дополнительную информацию. Никто не удивится, если Латвия вскоре объявит о строительстве собственного регионального терминала СПГ.
Крестовый поход в гордом одиночестве
Аналогичная ситуация часто складывается и по линии внешнеполитического сотрудничества. Особенно, когда она уходит в откровенную экзотику, как в последние годы сложилось с литовской внешней политикой.
В частности, в Латвии и Эстонии без всякого сочувствия смотрят на попытки Литвы объявить бойкот белорусской атомной станции, строительство которой ведется Россией. В Евросоюзе множество АЭС, часть из них была построена Москвой, часть еще будет строиться в ближайшие годы.
В Латвии и Эстонии не понимают, почему будущая российская АЭС в Финляндии не представляет проблем для Литвы, а возводимая точно по такому же проекту АЭС в Беларуси объявлена Вильнюсом угрозой национальной безопасности.
Тут бы Вильнюсу и сделать выводы, отказавшись от странной восточной политики, но пока благоразумие — явно не его конек.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.