ВИЛЬНЮС, 2 сен — Sputnik. В 2015 году число молодых китайских горожан, чьи предки в их возрасте давно уже были женаты, перевалило за 200 миллионов, что превышает совокупное население России и Испании — это не только тормозит рождаемость, которая в последние годы падает, но и негативно сказывается на структуре потребления населения.
С заботой о себе любимом
Обычно от вступления в брак воздерживаются специалисты, имеющие достойное образование, хорошую работу, стабильный заработок и проживающие в городах. Их выбор связывают с изменившимся за последние десятилетия отношением к браку: создание семьи уже не выглядит единственным возможным вариантом для современного молодого горожанина.
Согласно данным Государственного управления статистики Китая, в первом квартале 2017 года средний располагаемый доход китайца составил 2395 юаня, но данные интернет-гиганта Alibaba говорят о том, что как минимум у половины одиноких мужчин и женщин в КНР средний доход в 2016 году колебался между 3 тысячами и 5 тысячами юаней, у 30% — между 5 тысячами и 8 тысячами юаней, а у 10% он был свыше 8 тысяч. Исследования при этом показывают, что доход этой группы населения растет, а тратить деньги она предпочитает преимущественно на собственное удовольствие, а не на крупные покупки.
Проблем может прибавиться с годами
Данные Всемирного экономического форума показывают, что нынешнее поколение высокооплачиваемых специалистов до 35 лет тратит на потребление приблизительно на 40% больше, чем их ровесники 20 лет назад. Ученые, впрочем, сомневаются в том, что этот тренд принесет позитивный эффект для экономики даже в среднесрочной перспективе.
"Конечно, растущее число одиноких высокооплачиваемых молодых людей поднимает продажи в таких секторах как развлечения, но в целом эта ситуация наносит экономике ущерб", — считает работающий в Китайской национальной академии экономической стратегии доктор Чжан Нин. По мнению ученого, можно ожидать, что одинокие молодые люди, которым не нужно заботиться о семье, приобретут сниженную мотивацию к работе и повышению своего дохода.
В интервью Sputnik Chinese он также заявил, что к этому вопросу следует подойти и с точки структуры населения и показателей рождаемости. Так, рост числа одиноких людей со временем может привести к старению населения и снижению рождаемости.
"Через 10-20 лет мы можем столкнуться с тем, что снизится число работоспособных граждан, а вместе с этим появится проблема обеспечения пенсионного содержания и пенсионного страхования", — сказал специалист.
Чтобы решить проблему, полагает Нин, государству следует разработать ряд поощряющих мер. К примеру, увеличить длительность декретного отпуска, повысить дотации. В настоящее время в ряде крупных китайских городов предприятия по причине повышенной конкуренции и того, что женщинам нужен декретный отпуск, не желают нанимать работников женского пола. В таком случае не обойтись без введения закрепленных на правовом уровне мер, дающих возможность продлить декретный отпуск и предоставляющих гарантии трудоустройства.
К тому же после введения "политики двух детей" в некоторых районах, сделав их экспериментальными, можно также запустить "политику трех детей". Такие меры можно будет ввести в регионах с особо низкой рождаемостью, к примеру, на северо-востоке страны, где наблюдается серьезный отток населения, полагает эксперт.
Жизнь идет вразрез с рекламой
Как известно, одинокие люди хуже справляются с эмоциональным стрессом и зачастую чувствуют себя неуверенно в финансовых вопросах.
Согласно исследованиям компании Mintel, классическая семья в целом куда более охотно решается на крупные траты, а ее члены готовы тратить больше, чем одинокие граждане. Причина в том, что состоящие в браке китайцы чувствуют себя более уверенно, так как не являются единственным источником дохода в семье. Одинокие молодые люди тратят больше на страховки и финансовые инструменты, тогда как семьи чаще совершают крупные покупки.
Несмотря на это, большинство крупных брендов в своих рекламных компаниях ориентируются как раз на одиноких молодых людей с высоким доходом. По мнению аналитиков Mintel, эту категорию людей привлекают товары, позволяющие им лучше проявить свою индивидуальность. Фирмы, таким образом, пытаются выделить эту категорию и представить ее как принципиально отличную от женатых людей.
Разумеется, в долгосрочной перспективе это ни к чему хорошему не приведет и может вызвать у молодых людей ощущение отчужденности.