В народном календаре, который составлялся еще с языческих времен, эти дни означают наступление осени и преображение природы после летней полевой страды.
С приходом христианства языческие праздники обретают и новые краски. До сих пор в народе существует поверье, что в день Преображения яблочные плоды обретают волшебные свойства. Откусив кусочек освященного яблока, нужно загадать желание, которое непременно сбудется. С этого дня люди начинали заготавливать яблоки впрок — сушить, консервировать, замачивать в деревянных бочках. В этот праздник пекли пироги с яблоками и раздавали их больным и нищим.
В Евангелие же повествуется, что в этот день Христос поднялся со своими тремя учениками Петром, Иаковом и Иоанном на Фаворскую гору и предстал пред ними в преображенном облике — белых одеждах и сиянии света, льющегося с небес. В этот момент на горе появились и два ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Иисусом об Исходе. Свидетелями этих чудес и были три ученика Христа, которые затем поведали об этом в Евангелие.
В качестве праздника этот день начали отмечать в Палестине с 4 века, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения в честь события, описанного в Евангелие. На Востоке первые упоминания о празднике относятся только к концу 5 века. На Руси же Яблочный Спас был и остается одним из самых почитаемых праздников, который отмечали после летних полевых работ. Он символизировал проводы лета и встречу осени.
В этот день еще предсказывали прогноз погоды на предстоящую зиму. Если в Яблочный Спас сияет солнце и стоит жара, то зимой будет мало снега, а если идет дождь, то зима будет снежной.