РОКИШКЕС, 12 авг — Sputnik, Александр Липовец. В районном центре Литвы — Рокишкес — проживают чуть более трех тысяч человек. Однако в небольшом, даже по литовским меркам, населенном пункте находится один из уникальных памятников архитектуры. О истории его создания Sputnik Литва рассказал начальник отдела культуры и туризма Рокишской мэрии Пятрас Блажявичюс.
История рода Тизенгаузенов уходит корнями во времена средневековья. Родоначальником рода принято считать рыцаря Ливонского ордена Энгельбрехта Тизенгаузена, который приплыл к балтийским берегам в конце 12 века и считается одним из основателей Риги и Лиепаи. Последнего же мужчину из этого рода — графа Рейнольда Тизенгаузена — считают прообразом одного из главных героев романа Льва Толстого "Война и мир" — Андрея Болконского. В Рокишкесе род Тизенгаузенов обосновался в начале 18 века, а в начале 19-го Рейнольд Тизенгаузен построил здания усадьбы, а потом в стиле классицизма спроектировал и новый центр городка Рокишкес.
А когда деревянный костел сгорел, Рейнольд Тизенгаузен решил построить новый из камня — для возведения этого костела он пригласил лучших мастеров Европы. Открытие храма состоялось в 1885 году.
Архитектор костела — гражданин Пруссии Густав фон Шах. Ему помогали итальянцы Фелскар и Пауль Берчи, которые участвовали в строительстве Риги и Лиепаи; заканчивал стройку архитектор из Австрии (Тироля) Георг Вернер.
"Это самый красивый неоготический ансамбль Литвы. Он стоил графу более одного миллиона царских золотых рублей, в то время как каменные костелы у нас в Литве строились за 15-35 тысяч рублей. Это значит, что все работы в костеле были самого высокого качества. Для этого храма кирпич изготавливался здесь же в Рокишкес партиями в 200-300 тысяч штук. В каждый кирпич добавляли 5 яичных белков для прочности. Нетрудно подсчитать — 800 тысяч штук кирпича умножить на пять — получаем 4 миллиона куриных яиц", — рассказал Блажявичюс.
Костел назван в честь Святого Евангелиста Матфея (Матаса — по-литовски — Sputnik). Этот костел стал эталоном для других строителей костелов Литвы, потому что все здесь сделано безупречно.
Металлические ворота главного входа аутентичные и, пожалуй, самые изящные в Литве. Сделаны ручным способом кузнецом Йозефом Столбелером из городка Илуксте; восемь лет назад их отреставрировали.
Примечательно, что из окон верхнего этажа главного дворца графской усадьбы дети могли видеть, как загораются свечи в Рождественскую ночь на центральном алтаре Рокишского костела, который находится по прямой в одном километре от усадьбы.
Главная башня костела достигает 56,5 метров высоты. Башенные часы сделаны в Страсбурге. Колокол переплавлен из колокола главного костела Вильнюсской архикурии (вес — 2,5 тонны). Барабан в звоннице сделан по чертежам барабана вильнюсского костела Святых Петра и Павла, который был захвачен в ходе российско-турецкой войны. Во время Пасхи его выносят на арку, соединяющую колокольню с костелом, бьют в барабан — с этого этим звука начинается Пасха по всей Литве. Рокишкес — единственное место в Литве, где сохранилась такая традиция.
Каждая вещь в этом костеле имеет свою символику. Сама башня четырехугольная, так как все учение христианства держится на четырех Евангелие. Выше она становится восьмиугольной, а затем 12-угольной по количеству учеников Христа — апостолов. И завершается пирамидой, которая символизирует Бога.
Костел святого Матфея построен по примеру знаменитого Пизанского костела в Италии. Ансамбль его состоит из трех частей — главное здание, башня и часовня для крещения имени Святого Йозефа (Иосифа).
У главного входа в храмовую стену вмурована плита из черного мрамора с фамилиями мастеров, которые строили этот костел. Здесь также стоят чаши для омовения почти метровой высоты из белого мрамора со святой водой внутри.
Главный проход до центрального алтаря выложен из шлифованного камня, привезенного из Финляндии, а сам пол костела деревянный, чтобы сохранять в тепле суставы верующих, которые во время молитвы опускаются на колени.
Все исповедальни и деревянные украшения в костеле выполнены резчиками братьями Гойрофф из Бельгии (город Любин), работы которых известны по всей Европе. Бельгийские и фламандские художники нарисовали и 14 картин о последних часах жизни Иисуса, его распятии и снятии с креста. Стеклянный витражи изготовлены в столице Австрии — Вене, в стекольных мастерских по чертежам главного архитектора костела Георга Вернера.
В костеле также установлен уникальный орган германской фирмы "Валькер" из Людвигсберга.
В Литве есть только два таких органа — один в Каунасском соборе, а второй — вот здесь, в Рокишкес. Орган 24- регистровый, механический, украшен деревянными скульптурами бельгийских резчиков братьев Гоирофф.
В костеле установлены две скульптуры известного бельгийского скульптора Герарда Бонорро.
Одна из них — "Иисус в могиле". Во время религиозных праздников эту скульптуру иногда прикрывают тканью.
Главный алтарь костела изготовлен из бронзы, позолоченной в огне.
"Я часто спрашиваю у горожан о том, как может быть связан Рокишский собор с главной кафедрой собора Нотр Дам да Пари? И сам же отвечаю, что в Париже самая главная ювелирная работа всемирно известного ювелира Плачидо Пусежеросанида. Он же изготовил и центральный алтарь рокишского собора Святого Матфея", — продолжает экскурсию Блажявичюс.
Этот алтарь экспонировался на международной выставке в Париже и был удостоен Ордена Почетного легиона — главной награды Франции.
Когда алтарь привезли в Рокишкес и установили в костеле, он выглядел скромно в высоком костеле. Поэтому братьям Гоирофф заказали величественный балдахин из черного дуба, который венчают фигуры святых Петра и Павла.
Колоны балдахина украшают гербы рода Тизенгаузенов.
Одна из двух скульптур у главного алтаря — фигура Энгельбрехта Тизенгаузена, рыцаря Ливонского ордена — родоначальника рода.
Вторая скульптура — Рейнольда Тизенгаузена, создателя этого костела, макет которого вырезан на его ладони. Прах Рейнольда покоится в катакомбах под главным алтарем костела.
Граф Рейнольд был последним мужчиной из рода Тизенгаузенов. Его сестра Мария вышла замуж за польского графа Пшездецкого, а сам граф не успел закончить строительство костела и погиб в Германии.
Строительство костела заканчивала его сестра, поэтому здесь все записи выполнены на польском языке.
В катакомбах под костелом рядом с саркофагом Рейнольда Тизенгаузена покоятся и потомки польских дворян рода Пшездецких.