ВИЛЬНЮС, 21 июл — Sputnik, Алексей Стефанов. В деловой программе Международного авиационного космического салона МАКС-2017 участвовала компания из Литвы Helisota, занимающаяся техобслуживанием и ремонтом советско-российских вертолетов "Ми" и американских Robinson. На стенде этого предприятия были рады всем гостям и с удовольствием рассказывали о деятельности ремонтных мастерских в Каунасе, проделанной ими за многие годы работе и планах на будущее. И не скрывали, что меньше года назад попали в переделку, едва не лишившись доверия своего постоянного партнера — министерства обороны Литвы.
"У нас было много встреч с партнерами по текущим делам и с поставщиками — по будущим проектам. В основном это, конечно, российские компании. Число предприятий очень большое, потому что наш профиль — ремонт и обслуживание вертолетов, а нужные нам детали и комплектующие выпускаются на самых разных предприятиях России", — делился с агентством Sputnik менеджер по снабжению компании Helisota Ауримас Ясинскис. Подчеркивая, что заниматься ремонтом вертолетов, сходящих с конвейера Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, не сотрудничая с Россией, невозможно.
Когда в прошлом году Военно-воздушные силы Литвы объявили конкурс на ремонт двух военных вертолетов МИ-8Т в РФ, компания Helisota выиграла его и передала по договору проведение ремонтных работ российской компании. В результате осенью 2016 года контракт с Helisota был приостановлен, а командующего ВВС, полковника Аудрониса Навицкаса министр обороны Литвы Раймундас Кароблис отстранил от должности и перевел в запас.
Как сообщалось по результатам проверки, "полковник не обеспечил реализацию политического положения, высказанного Советом по оборонным ресурсам, в котором указан запрет на ремонт военных вертолетов в РФ".
Позже, поскольку места в структурах Минобороны Литвы для полковника не нашлось, он был уволен. Сейчас Навицкас судится с Минобороны, пытаясь обжаловать свое увольнение.
"Мы так и не поняли, что произошло, и почему поднялся такой шум — в контракте все было четко указано, с самого начала никто ничего не скрывал. Но при этом мы не передавали право российской компании ремонтировать вертолеты, как об этом писали. Ремонтом как раз планировали заниматься мы — это наш основной профиль. Вопрос был только в двигателях, которые мы у себя не ремонтируем", — рассказал Ауримас Ясинскис.
В результате череды проверок, скандального отстранения от должности главкома ВВС Литвы и увольнения полковника Навицкаса в запас, на полгода застрял и контракт с Helisota на ремонт вертолетов.
"Но уже все нормально, история закончилась хорошо — контракт возобновили ", — признался представитель компании Helisota и подтвердил, что двигатели на ремонт, как и планировалось в первоначальном контракте, все равно передаются на ремонт в Россию.
Подробнее о скандале с ремонтом литовских вертолетов в России можно прочитать здесь >>
"Тогда за что же сняли Навицкаса?", — задал Sputnik вопрос.
"Мы можем только догадываться", — пожал плечами Ясинскис.