Литва вступилась за права чеченских геев. Когда дело касается такого региона, как Чечня, европейский пульс обычно учащается. Вот даже Эммануэль Макрон, помимо прочего, решил обсудить с Владимиром Путин чеченских геев.
При всем уважении, в самом этом словосочетании "чеченские геи" есть что-то одновременно и трагическое, и комическое. В Чечне же перверсии и отклонения понимания обычно не находят.
Так что соответствующие расхождения вполне вероятны, и никаких притеснений тут быть ни в коем разе не может, однако нельзя запретить мораль и непонимание, вытекающее из нее. Все же эти предположительно шокирующие сообщения о специальных пыточных тюрьмах для геев скорее напоминают старые недобрые приемчики в информационной войне.
Против проведения парада геев выступают 70% литовцев >>
Меж тем два чеченских гея — видимо, вырвавшиеся из тюрем — уже нашлись. И ни где-нибудь, а в Литве. Об этом заявил министр иностранных дел Линас Линкявичюс. Он точно знает, что в Литву прибыли именно два гея, именно из Чечни и их точно преследовали из-за сексуальной ориентации.
Допуская, что это так, сам выбор чеченских геев кажется не вполне однозначным. Литва, конечно, не Саудовская Аравия, за гомосексуализм здесь не казнят, но отношение к геям в стране, скажем так, разное. Да, их не притесняют, не ущемляют, но и принятия их в полной мере нет.
В обзоре Международной организации по защите прав ЛГБТ по соблюдению прав членов сообщества "Карта радуги" на 2017 год Литва опустилась на 40-е место из 49 стран. Причем в обзоре замечено, что правовая ситуация членов ЛГБТ в Литве не улучшается.
Но тут же опять, смотря, что понимать под "улучшением ситуации". Геев в Литве никто не притесняет — они встречаются, собираются и даже проводят марши. Возможно, им бы хотелось большего, но это как раз-таки проблема. Ведь многие люди выступают не против геев как таковых, а против создания культа их мученичества и избранничества.
И странно, например, когда многие страны отмечают девятое мая как День Победы, а в Литве в этот день начинается двухнедельный гей-фестиваль. Так же странно выглядели и портреты ЛБГТ-сообщества на здании Сейма. Такое навязывание, подчеркивание исключительности тех, кто ассоциирует себя с гей-культурой, рождает внутренний протест.
Тут можно вспомнить забавный скандал, разразившийся в Литве в апреле этого года. Тогда учительница Тельшяйской гимназии поведала школьникам о "вреде однополых союзов". Среди прочих прозвучали такие чудные заявления, как "ради сексуальных утех геи практикуют пытки" и "установлено, что почти все серийные убийцы, которые вначале убивали своих жертв, а потом съедали их части тел, были геями". Дело приняло такую огласку, что оправдываться пришлось высшему руководству министерства образования.
Меж тем, член Сейма Пятрас Гражулис заявил: "Хорошо, что есть такие учителя, которые не боятся говорить правду. Гомосексуализм — это болезнь, которую нужно лечить, а не пропагандировать. Учителя обязаны говорить детям все так, как есть, а не рассказывать сказки о "принце и принце". Поддержала учительницу-гомофобку и часть родителей.
Спикер Сейма ЛР поддержала геев, но на их парад не придет >>
В общем, ситуация в Литве с гомосексуальным вопросом не столь однозначна, как того хотелось бы ЛБГТ-сообществу. Несмотря на усиленное разъяснение, часто напоминающее пропаганду, большая часть литовского общества не принимает гомосексуализм как норму и тем более как нечто, требующее дополнительных привилегий.
Вот и слова Линкявичюса многие литовцы приняли с отторжением. Они увидели в этом навязывание чуждой культуры, попытку заменить одни ценности другими. И, будем справедливы, такая попытка действительно была.
Ведь Линкявичюс, как опытный дипломат, сделал реверанс в сторону Европы и европейских ценностей, не учтя, как отреагирует сама страна. И вот это наиболее несимпатичный момент в данной истории.
То, что происходит с геями и эмигрантами сегодня в Европе, в том числе в Литве, напоминает не акт милосердия или стремление к равноправию, а подмену понятий и перекодировку ценностей. Тем страннее, что происходит это в Литве, которая одной из первых восстала против советских методов.
Тогда людям не понравилась навязывание чуждой идеологии, не связанной с традициями народа. Но не это ли происходит и сейчас? И последнее. Касательно самих меньшинств — их права ни в коем разе не должны ущемляться, и нетерпимость в данном вопросе должна быть сведена к нулю. Но те, кто проявляет активность в защите гомосексуалистов, воспринимают геев не как личностей, а как инструмент для решения политических задач. И вот это, на мой взгляд, оскорбляет и ущемляет всех, что недопустимо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.