ВИЛЬНЮС, 2 июн — Sputnik. Россия и Беларусь заинтересованы в том, чтобы проект по строительству БелАЭС был реализован и чтобы вокруг него не было никаких недомолвок и мифов, заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в эксклюзивном интервью Sputnik Беларусь накануне 25-летия установления дипотношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Упреки в том, что при подготовительных работах к строительству БелАЭС не была изучена площадка, равно как и в том, что атомные реакторы, которые строит Россия для Беларуси, не соответствуют нормам безопасности, абсолютно беспочвенны, заявил Макей.
По словам министра, выбор площадки был осуществлен после всех научных изысканий, а реакторы еще более усовершенствованы, чем те, которые Россия построила в восточноевропейских странах, которые сегодня входят в ЕС.
Макей также прокомментировал заявления о том, что Беларусь якобы не идет на контакты с коллегами, чтобы провести консультации по БелАЭС на уровне соответствующих экспертов.
"Помилуйте, мы предлагали эти контакты с самого начала подготовительных и строительных работ, но наши коллеги уклонялись постоянно от них и обвиняли нас, что мы якобы не предоставляем им соответствующую информацию", — сказал министр в интервью Sputnik.
Информации было предоставлено более чем достаточно, полагает Макей, но "всегда искусственно находились какие-то уловки для того, чтобы ее отвергнуть".
Эстония не разделяет позицию Литвы по БелАЭС >>
По мнению министра иностранных дел Беларуси, причина происходящего лежит не только в эмоциональной плоскости, в том факте, что якобы станция находится в 50 километрах от столицы Литвы — здесь еще есть экономическая подоплека.
"В свое время Литва, после закрытия Игналинской АЭС, приняла решение строить Висагинскую станцию, но затем финансовые условия не позволили это сделать. И в результате понятно, что мы опередили Литву по этому вопросу. Фактически, мы являемся конкурентами для Литвы в сфере производства электроэнергии", — сказал министр.
Именно поэтому, считает Макей, сейчас предпринимаются попытки отключиться от единой энергосистемы, которая связывала раньше Россию, Беларусь и прибалтийские государства, и переключиться на энергосистему Евросоюза.
"Ради Бога, но не надо упрекать нас или призывать другие страны бойкотировать якобы "нечистую" электроэнергию, которая будет производиться на БелАЭС. Я вообще не понимаю, где "чистая", а где "нечистая" электроэнергия, и какой критерий определения этого качества", — сказал министр.
Он отметил, что Беларусь взаимодействует с российскими коллегами во всех международных структурах, которые занимаются тематикой производства электроэнергии на атомных станциях, в том числе в МАГАТЭ.
Более того, Беларусь добровольно приняла решение проводить стресс-тесты по той методике, которую в свое время выработал Евросоюз, подчеркнул министр. И "сознательно" договорилась взаимодействовать с Еврокомиссией при оценке этих стресс-тестов для того, чтобы обеспечить транспарентный процесс.
"Нас пытаются обвинить, что якобы мы формировали эту миссию (миссию МАГАТЭ, которая посетила БелАЭС — Sputnik). Можно подумать, Беларусь настолько мощный геополитический игрок, что уже даже проникла в недра МАГАТЭ, где нам все удается, и где мы используем много других уловок", — отметил Макей.
Министр заявил, что страны — соседи Беларуси пытаются политизировать этот вопрос и использовать все доступные и недоступные методы для того, чтобы привлечь на свою сторону другие страны Европейского союза, "которые просто обязаны, по их мнению, проявлять солидарность с Литвой".
"Мы это понимаем, но, как нам кажется, там (в Европейском Союзе — Sputnik) все понимают, что есть политика, а есть экономика. <…> искусственно выдвигать какие-то ограничения или ставить какие-то условия, связанные со строительством атомной станции — с моей точки зрения это полный абсурд", — резюмировал Макей.