В докладе Countering Coercion in Maritime Asia. The Theory and Practice of Gray Zone Deterrence подробно разобраны наиболее острые кризисы и инциденты на море с участием КНР в последние годы. Они включают в себя попытки китайцев помешать операциям американского разведывательного корабля Inpeccable в Южно-Китайском море в 2009, кризисы вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао) в 2010 и 2012, ряд инцидентов вокруг спорных отмелей в Южно-Китайском море (включая отмель Скарборо), и, наконец, стартовавший в 2013 году китайский проект по насыпанию искусственных островов в Южно-Китайском море.
Разумеется, каждая история разобрана с позиций США и их союзников и едва ли все выводы могут быть приняты китайской стороной или даже просто независимыми наблюдателями, не вовлеченными в проблему. Тем не менее, собран значительный массив оценок и фактов, что делает данную работу весьма ценной для всех, кто следит за ситуацией в Южно-Китайском море.
Что касается рекомендаций по "противодействию китайской стратегии принуждения", то работа, как представляется, довольно сильно оторвана от текущей реальности. Сегодня представляется сомнительной сама способность США проводить последовательную политику в каком-либо из вопросов, затрагивающих Китай. Приоритеты нынешнего американского правительства подвержены быстрым и непредсказуемым изменениям, а важные направления политики могут мгновенно разворачиваться на 180 градусов.
Это уже произошло в вопросах статуса Тайваня, предполагаемых китайских валютных операций и возможного одностороннего американского удара по Северной Корее. И это происходит в вопросе статуса Южно-Китайского моря. Известно, что в последние месяцы администрация Трампа удерживает Пентагон от проведения новых "патрулирований с целью обеспечения свободы мореплавания" в районе островов Спратли. США слишком нужно сотрудничество с КНР в корейском вопросе и Белый Дом просто не хочет лишний раз злить китайцев.
Столь же сложной для реализации является другая ключевая рекомендация — усиление союзов в регионе. В Юго-Восточной Азии американские позиции в сфере безопасности начали ослабевать при Обаме и эта тенденция не развернута вспять при Трампе. Скорее, протекционизм и непредсказуемость новой администрации ускорят этот процесс, чем замедлят его. Что касается Северо-Восточной Азии, то требования Трампа в Южной Корее заплатить за размещение комплексов THAAD показало непонимание Белым Домом некоторых основ отношений США с Южной Кореей в сфере безопасности.
В Южно-Китайском море китайцам уже в основном удалось добиться необратимых изменений в ситуации и балансе сил, так что маловероятно, что какая-либо американская стратегия это изменит. В Восточно-Китайском море периодические вспышки напряженности будут продолжаться, но тут более важным фактором будет являться возможная увязка любых жестких мер с внутриполитической ситуацией в Японии. Полное и глубокое описание тактики и стратегии Китая в морских территориальных спорах могло бы сильно помочь США несколько лет назад, но едва ли может изменить ситуацию сейчас.