В силу одной только географической "роли" моста между Востоком и Западом транспортный сектор Литвы имеет незаурядный потенциал. Неудивительно, что статистика впечатляет — вот только две цифры. По доле транзита в автомобильных грузоперевозках (более 50%) республика не имеет равных в ЕС. А по проценту транспортных услуг (в 2016 году — около 12%) почти вдвое превышает средний показатель по ЕС (6-7%). При этом половина транспортных услуг (6%) приходится на сектор автоперевозок, в котором кормится более 70 тысяч человек.
Практически по всем экономическим показателям — темпам оборота, прибыли, занятости и другим — транспортный сектор Литвы растет более высокими темпами, чем аграрный и промышленный.
Дорогой дальнобойщиков
Профессия дальнобойщика сегодня стала в Литве своего рода национальной визиткой, вытеснив такие традиционные профессии, как ткач, фермер или моряк. Об ее популярности красноречиво свидетельствует динамика роста парка тягачей, приобретаемых для перевозки грузов.
Такое странное противоречие между внушительным ростом продаж (68,5%) и падением численности парка машин в минувшем году президент ассоциации автоперевозчиков Linava Эрландас Микенас объясняет заботой о качестве автопарка.
Это означает, что большинство новых машин пошли на замену старых. В частности, крупнейшая группа предприятий-перевозчиков Giteka Logisics приобрела тысячу машин, соответствующую классу Euro-6.
Это хорошая иллюстрация того, как гибко реагируют литовские дальнобойщики на вызовы европейского рынка. Определившись в нише, транспортники Литвы вынуждены были за очень короткий срок приобрести современные тягачи лучших мировых фирм и постоянно корректировать их парк по мере повышения требований к ним.
Российский "берег"
Когда речь идет о "мосте", ясно, что под транзитом имеется в виду, прежде всего, торговля между Россией и ЕС. При этом им приходится вести конкурентную борьбу сразу на два фронта: и с западными коллегами (начиная с польских), и с российскими.
Запад защищает своих дальнобойщиков суровыми дорожными сборами и ограничениями, регламентами режима труда и отдыха, беспрерывным ужесточением требований к экологии тягачей и тому подобными мерами.
Россия, со своей стороны, пытается регулировать объем перевозок "чужими" посредством квот, а также административно-бюрократическими мерами.
В частности, с литовцами и поляками у России периодически возникают спор, как трактовать те или иные положения международного права.
Например, летом прошлого года министерство транспорта России издало приказ № 301, который ограничил широко распространенный вид перевозок с таможенных складов третьих стран.
Мало того, вскоре выяснилось, что с того момента, как Россия и Беларусь подписали соглашения о едином таможенном пространстве, граждане ЕС могут въезжать на территорию России только через международные пункты пограничного контроля (ППК). Но таковых на границе России и Беларуси просто нет. Поэтому иностранцам приходилось проезжать сотни дополнительных километров на ППК, находящиеся на внешней российской границе (например, на ППК, расположенные на границе России и Латвии). При этом таможенники начали требовать с них не одно, а два разрешения на одну перевозку в Россию.
Впрочем, перепалки возникают по любому поводу — вплоть до цвета печати на документах. Тема "дискриминации" литовских перевозчиков со стороны России стала даже объектом специального расследования Департамента госбезопасности Литвы. В глазах перевозчиков восточное направление считается "зоной риска".
Однако это не мешает сохранять стратегическую важность направления: ведь мост должен соединять два берега. Поэтому для литовской дипломатии в лице ассоциации Linava характерен чрезвычайно терпеливый и осмотрительный стиль общения с российскими представителями (в первую очередь с коллегами из российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков). Это характерно даже для риторики их руководителей, которые трактуют очередные преграды россиян не более, как "естественное стремление защитить национальные интересы" и предлагают своим перевозчикам не "пороть горячку" и воспринимать трудности "как неизбежные, но преодолимые".
Будет трудно, но…
Минувший год сложился для автоперевозчиков Литвы вполне успешным. Даже по сравнению с показателями транспортного сектора они шли опережающими темпами: рост доходов — 14,2% (в целом по сектору — 7,1%), увеличение занятости — 7,7% (в целом по сектору — 5,2%). Рост грузооборота составил 3%, в то время как у железнодорожников падение на 0,8%.
Прогнозы на этот год весьма сдержанные. По мнению президента Linava Эрландаса Микенаса, обстоятельства будут неблагоприятными. На Западе уже началась волна самых разных новшеств в части защиты внутренних рынков; на Востоке — унылые прогнозы для российской экономики, обещающие падение спроса на транспортные услуги. Поэтому, уже хорошо, если транспортному сектору Литвы удастся удержать позиции.