Если попробовать сформулировать особенности жителя Литвы как потребителя жилья, то все они укладываются в одно слово — "собственник". Это проявляется и в том, что по доле арендаторов (10%) литовцы занимают одно из последних мест в Европе, и в том, что в стране по-прежнему культовым является собственный дом коттеджного типа.
Ровное движение вверх
Но это — классика. Реальность же намного богаче и изменчивее. Что происходит на рынке недвижимости Литвы в последние годы?
У экспертов по недвижимости обычно точкой отсчета является докризисный пик — 2007-2008 годы. При этом большинство из них сходятся во мнении, что кризис стал не только разрывом в динамике рынка, но и до неузнаваемости изменил потребительскую "моду".
Начнем с количественной оценки. По обороту купли-продажи обвал в 2009-2010 годах был такой, что даже в 2014 году отставание сохранялось на 56%. Последние два года стали переломными, и по ряду позиций рынок недвижимости Литвы вплотную подтянулся к докризисной черте.
Мотором таких перемен стали два главных и один "запасной" факторы. Прежде всего — экономический рост, причем темпы доходов опережали ростом цен на жилье (в 2015-2016 годах соответственно 13 и 7%). Во-вторых, низкие, фактически — нулевые, банковские ставки на вклады и на кредиты (до 2%), по сравнению с которыми жилье выигрывает как сфера инвестирования.
Наконец, относительно низкие цены на жилье в Литве, которые способствуют покупке его иностранцами: доля таких сделок в прошлом году достигла 10%.
По мнению известного финансового аналитика Гитанаса Науседы, на этой почве в последние годы на здешнем рынке сложилась на редкость стабильная, гармоничная ситуация, характеризуемая плавным ростом цен (8-10%) в год и отсутствием "пузырей". Важной характеристикой этого роста является дробление его по группам интересов и возникновение новых акцентов в расстановке этих групп.
Вот наиболее примечательные перемены.
Песню запевает молодежь
Пожалуй, самой яркой посткризисной приметой рынка является "омоложение" покупателей. По утверждению руководителя фирмы недвижимости Citus Миндаугаса Ванагаса, в его компании на лица в возрасте от 25 до 35 лет приходится 60-80% сделок. Помимо чисто демографического эффекта (отголосок повышенной рождаемости в Литве в 1970-1980 годы), здесь дополнительный эффект дает и высокая трудовая миграция, усилившая способность молодых людей быстро обзаводиться жильем.
Другой важный акцент — эволюция самих критериев, предъявляемых к жилью. По словам директора Elka Мартинаса Жибуды, если еще лет десять назад основными аргументами выбора было соотношение цены и метража и место расположения (центр, микрорайоны, пригороды), то сегодня все чаще внимание покупателей концентрируется на технических характеристиках жилья (в частности, качество окон, режим отопления, изоляция) и дизайн. Знаковым признаком этих перемен является заметный рост продажи старого жилья ради замены его на новое.
Любопытное наблюдение сделал эксперт Томас Виницкас касательно пристрастия литовцев к жилью коттеджного типа. Оно сохраняется, но попытки строителей пойти навстречу этому спросу не всегда оказываются удачными. Дело в том, что для литовцев очень важен фактор приватности. Их раздражают, к примеру, близкие соседние окна.
Так, в вильнюсском микрорайоне Пилайте реализуется проект "Новая Англия", представляющий собой ряды двухэтажных коттеджей в британском стиле Townhouse с индивидуальными входами и даже внутренним двором с земляными участками. Однако будут ли популярными такие застройки — еще большой вопрос.
Половина многоквартирных домов Вильнюса нуждается в ремонте >>
В этом году по прогнозам Банка Литвы рост цен на жилье ожидается в пределах 10%. Причем будут дорожать и квартиры в старых многоэтажках. Но в целом вот уже несколько лет в Литве наблюдается переход спроса от жилья экономического класса к более дорогому — среднему классу. Все больше инвесторов, глядя на цену, анализируют эксплуатационные расходы. И все чаще приходят к резюме: дешевый товар плохо окупается.