Среди населения Литвы стали популярны поездки в Польшу за товарами бытового потребления. Согласно недавнему опросу, хотя бы один раз в Польшу за покупками ездили больше четверти жителей Литвы (26,8%).
Как же так получилось, что в рамках одного Евросоюза товары в Польше ощутимо дешевле?
Главная причина связана с условиями вступления в Европейский Союз. Польша была полностью уверена, что туда попадет. Большое население на ключевом для Запада европейском направлении, важнейшие сухопутные и морские маршруты на территории, мощная армия — не могли не заинтересовать западные страны.
Огромным подспорьем стала польская диаспора в США (около десяти миллионов граждан США имеют польские корни) и других западных странах. Люди наподобие Збигнева Бжезинского или Папы Римского Иоанна Павла II лоббировали интересы Польши на высшем уровне.
В результате польское правительство, находясь в полной уверенности в том, что страну возьмут в ЕС, торговалось об условиях вступления неспешно и с осознанием собственной значимости для Запада. Полякам удалось выторговать прекрасные условия по субсидированию своего сельского хозяйства, что позволяет им производить сейчас намного более дешевые продукты питания, чем соседям.
Между тем правительство Литвы оказалось в намного более сложной ситуации. Вплоть до начала этого века у Литвы не было полной уверенности во вступлении в ЕС — маститые западные политики рассуждали тогда о том, что, может, вообще не стоит брать в ЕС небольшие балтийские государства.
Цены на фрукты и овощи в Литве выросли из-за непогоды в Испании >>
В отличие от Польши литовское правительство не могло себе позволить торговаться с Евросоюзом агрессивно, настаивая на выгодных условиях вступления. Главным было вообще попасть в Евросоюз. А потому и субсидии от ЕС для сельского хозяйства Литвы оказались в два раза меньше на гектар, чем для польского фермера. Так, в 2010 году на гектар пахотной земли в Польше было выделено 354,3 доллара, а на гектар в Литве — 171,3 доллара.
Кроме того, пришлось пообещать закрыть Игналинскую АЭС.
Немаловажное значение имеет и размер рынка. 38 миллионов человек в Польше образуют значимый рынок для поставщиков товаров, которые готовы демпинговать, чтобы отвоевать часть его у конкурентов. Но кому интересен литовский рынок "объемом" в 2,9 миллионов человек в двадцать первом веке?
Огромное значение для успешного ведения сельского хозяйства, которое позволит устанавливать низкие цены на готовую продукцию, имеет выгодный рынок для сбыта продукции прямо на своей границе.
В отличие от Литвы Польша им располагает. Причем самым выгодным во всем Евросоюзе — немецким. Германия — страна, в которой проживает самое большое население в ЕС (82 миллиона человек) — с удовольствием потребляет дешевые польские продукты питания. И приносит фермерам из Польши стабильные доходы, благодаря которым они могут совершенствовать производство, удешевляя стоимость расходов на ведение бизнеса.
Везти продукты питания на немецкий рынок из Литвы через Польшу коммерчески невыгодно. Свой выгодный рынок был рядом и у Литвы, если иметь в виду Российскую Федерацию. Но ситуацию осложнили вначале высокие таможенные пошлины, а потом и введенное Россией в 2014 году продуктовое эмбарго в ответ на западные санкции.
Относительно крупным рынком является для Литвы белорусский, но численность населения Беларуси почти в девять раз меньше, чем у Германии, покупательская способность граждан намного ниже, существуют серьезные таможенные пошлины, а кроме того, Беларусь является настоящим чемпионом среди стран СНГ по производству продуктов питания. Сельскохозяйственные товары из Литвы есть на полках магазинов Беларуси, но стоят они в полтора-два раза дороже белорусских при сопоставимом качестве.
На цены, установленные на польские продукты, позитивно влияет и НДС — в Польше он снижен на продукты питания до 5%, тогда как в Литве составляет 21%.
Неудивительного, что литовцы ездят на закупки в Польшу — все располагает к этому.