Когда приезжаешь в Польшу, в глазах пестрит от названий иностранных продовольственных ритейлов: Carrefour и Аuchan (французы), Biedronka (португальцы), Kaufland и Lidl (немцы), Tesco (британцы). В Риге и Таллинне тоже преобладают "чужаки": Rimi и Saastumarket (шведы), Supernetto и Prisma (финны), а также Maxima. Причем последняя — в числе лидирующих. И она — литовская, как и IKI, которая в Латвию пришла из Литвы.
Как бельгийцы становятся литовцами
Сетевая торговля Литвы сегодня представлена "большой четверкой". Из них два ритейла — Maxima и Norfa — полностью принадлежат литовскому капиталу.
Что касается двух других, то сеть IKI основали три брата-бельгийца, которые, будучи совсем молодыми, приехали в Литву в 1991 году, чтоб испытать удачу в бизнесе. Первые деньги они заработали здесь, издав путеводитель на английском Vilnius In Your Pocket, который с успехом продается до сих пор. В 1992 году братья открыли свой первый магазин в Литве. Здесь они и осели, обзавелись семьями и создали второй по величине после Maxima ритейл — IKI. Бельгийцы управляли им до 2008 года, а затем передали IKI под контроль Европейского альянса самоуправляемых торговых обществ Coopernic.
Экспорт Литвы больше, нежели Латвии и Эстонии вместе взятых >>
Относительно Rimi, которая представляет шведскую ICA gruppen, важно отметить, что она оперилась в Литве, купив в 1999-2001 годах литовскую сеть Eko (предприятие Ekovalda). К тому времени это была вторая по величине розничная сеть Литвы, занимавшая 22% рынка.
Капитуляция" немецких бизнесменов
Вся ритейловская "четверка" крепко связана с Литвой. А вот иностранным знаменитостям "прорасти" в стране оказалось чрезвычайно сложно. Единственный, кому удалось пробиться, cтал Lidl (Schwarz Group). Но для этого ему потребовалось 14 лет!
Немецкий ритейл пришел в Литву еще в 2002 году — тогда было зарегистрировано его представительство. Было объявлено, что первые четыре магазина Lidl откроются осенью 2004 года. Однако вместо этого в 2006 году Lidl объявил о своей "капитуляции" и начал распродажу участков, купленных под застройку.
И все-таки Lidl остался в Литве. Несколько лет о нем вообще не было слышно, потом вновь появились сообщения о том, что ритейл набирает людей для работы. Первый магазин сети открылся в 2016 году в Вильнюсе. Строительство шло быстро, и к концу февраля 2017 года в Литве уже действовало 25 магазинов Lidl. Но это все равно пока капля в море сетевой торговли Литвы, где общее число сетевых магазинов сегодня превышает 660.
Сами с усами
Один из владельцев и руководителей сети Maxima Игнас Сташкявичюс в беседе с автором этой статьи еще в середине "нулевых" объяснил, почему Lidl так трудно угнездиться на литовском рынке. Ответ простой: литовским предпринимателям изначально удалось создать сети, которые, во-первых, в основном (на 70-85%) "базировались" на местной продукции. И во-вторых, в своей работе ориентировались на самые передовые западные стандарты.
Примечательно, что все четверо стартовали именно в "девяностые": Maxima и IKI — в 1992 году, Ekovaldа — в 1995-м, Norfa — в 1997 году. Кстати, кроме них тогда еще были Pas Juozapą, Vikonda, Spar и другие.
О том, какая планка тогда была задана, можно говорить на примере Maxima. Ее создали несколько студентов-медиков, которые сконструировали сеть трех уровней — Minima-Media- Maxima, определив для каждого уровня минимум ассортимента. Причем эти нормативы существенно превышали уровни, принятые в западноевропейской торговле.
Литовские сети позаботились и о нише с дешевыми продуктами — неудивительно, что, посещая литовские магазины, иностранцы всегда удивляются обилию акций. Кроме того, появились специализированные магазины этого формата.
Сила литовского ритейла и в том, что он стал важнейшим потребителем продукции местных аграриев на основе долгосрочных прямых договоров. Эти договоры позволяют торговцам выкручивать фермерам руки и сбивать цены, о чем нередко пишут СМИ. Кроме того, торговцы обеспечили себе изначальное преимущество перед новыми игроками. И в то же время — стабильный рынок для местных производителей, ради чего они готовы идти на большие уступки.
Другая изюминка — организация в широких масштабах собственного производства полуфабрикатов и кулинарных изделий, в том числе хлеба, тортов, молочных и мясных изделий. В частности, IKI открыл в Паневежисе для этих целей самый крупный в Балтии цех.
Если к этому добавить эстетическую составляющую — высочайший уровень дизайна, начиная от внешнего вида зданий и заканчивая фирменной одеждой персонала, то более-менее станет понятен феноменальный успех литовской торговли, которая уже в начале 2000-х годов сумела выйти за пределы страны.
Минус один
Практику поддержки местных производителей литовцы перенесли и в другие страны. Так, Maxima уже не только "освоила" Латвию и Эстонию, но и вышла в Болгарию, Румынию и Польшу, купив там сеть дешевых магазинов ALDIK NOVAr. В Балтии же Maxima стала самой мощной сетью, затмив своих западных конкурентов.
К концу этого года "большая четверка", видимо, превратится в тройку — в декабре прошлого года Rimi заключила договор о покупке IKI.