ВИЛЬНЮС, 3 мар — Sputnik, Карина Эванс. Четвертого марта рижане увидят премьеру нового спектакля Национального театра "Ближний город" в постановке руководителя московского "Гоголь-центра" и одного из самых известных российских режиссеров Кирилла Серебренникова.
Рижанам на Серебренникова везет — ставит он в Национальном театре с завидной регулярностью. В 2010-м это были "Мертвые души" Гоголя, получившие местную театральную премию "Ночь лицедеев" в номинации "Спектакль года", в 2012-м — спектакль "Войцек" по пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера, а в 2015-м — постановка "Сны Райниса", приуроченная к 150-летию "латвийского Пушкина".
"Ближний город" — первая рижская попытка Кирилла Серебренникова обратиться к современной драматургии. Режиссер выбрал для этого раннюю пьесу литовского автора Мариуса Ивашкявичуса, которого считает одним из лучших европейских современных драматургов. Для Риги произведение было сильно переделано, поскольку Ивашкявичус создал пьесу на основе реальной истории — о том, как благополучная мать и жена из шведского города Мальме была найдена мертвой в квартале красных фонарей Копенгагена, соединенного с Мальме мостом длиной свыше семи километров.
В рижском варианте действие происходит в двух расположенных неподалеку провинциальных городах. В одном из них живет пара, у которой трое детей и 14 лет общего быта, горя и радостей за плечами. В другой город чуть ли не каждую неделю муж сбегает от жены якобы для встречи с друзьями. Однажды жена тоже решает взглянуть на "город мечты" своего спутника жизни, и вот тут-то и начинается "секс-туризм".
Спектакль снабжен цензурным значком "18+", но, побывав на репетиции постановки, Sputnik убедился, что присутствующие в нем сцены секса и насилия — отнюдь не главное. Серебренников, являющийся, кстати, и сценографом "Ближнего города", поставил, прежде всего, спектакль об иллюзиях, которым мы все готовы поддаться в попытке сбежать от одиночества и рутины.
Именно поэтому родной город, в котором главным героям все давно опостылело, на сцене отличается от манящего города мечты всего лишь включением неоновых вывесок со словами "здесь" и "там". А все остальное — унылые грязно-белые стены домов, спрятавшиеся в капюшоны прохожие, вечный туман и некстати каркающее воронье — у городов одно на двоих. И единственным светлым пятном во всем этом становится широкий белый матрас, на котором тайные желания сбываются хотя бы ненадолго.
Театр придуман для того, чтобы люди расставались со своими болячками и неврозами, — сказал Кирилл Серебренников на пресс-конференции перед премьерой. — Если самые больные темы не проговорить, тьма не рассеется. И артисты берут на себя огромный труд погружаться в эту темноту".
"Я играю в спектакле мужчину, который занимается проституцией, — рассказал один из занятых в спектакле актеров Артурс Крузкопс. — И когда я вбил в латвийский гугл слова "мужчина-проститутка", вы не поверите, что я увидел. Столько женщин ищут если не любви, то хотя бы секса. И все об этом знают, но никто не говорит".
"В целом же это спектакль про силу женщины и невозможность ее убить, — оптимистично завершил пресс-конференцию Кирилл Серебренников. — И про то, что все мужчины являются жертвами, обслуживающими мощную женскую природу".
Ближайшие показы спектакля Кирилла Серебренникова в Национальном театре — 4, 5, 8 и 21 марта. Постановка сопровождается субтитрами на русском и английском языках.