Заявление № 1: АЭС — средство шантажа
Первое заявление сделала президент Литвы Даля Грибаускайте. По ее мнению, ядерный объект, который заказан белорусскими властями для совершенствования энергетической системы своей страны, на самом деле является "российским геополитическим проектом, недоброжелательно направленным против Литвы". А его конечная цель — "шантажировать и оказывать давление на Литву, препятствовать ее синхронизации с Западом".
Эти заявления не соответствует реальности. Более того, они звучат как оскорбление, ведь подвергают сомнению суверенитет соседки Литвы — Беларуси, которая не намерена обострять отношения с Литвой.
Белорусская АЭС возводится по итогам выбора, сделанного Минском после того, как в мае 2008 года был объявлен международный конкурс на строительство объекта. Предложения поучаствовать были отправлены в разные страны, в том числе во Францию и США. Рассматривал свое участие в проекте и Китай.
Россия предложила наиболее выгодные условия, включая почти полное кредитование строительства с удобными для белорусской стороны условиями платежей по кредиту. Кстати, в 2014 году то же самое было сделано Россией и для Финляндии — в результате в этой стране будет реализован такой же проект реактора, как и в Беларуси. Что само по себе говорит о том, что нормы безопасности Евросоюза полностью сочетаются с российским представлением об атомной энергетике.
В любом случае, невозможно понять, каким образом Москва ли, или Минск может шантажировать Литву посредством новой АЭС. Неужели имеются в виду угрозы взорвать ее после того, как станция будет построена, чтобы навредить экологии Вильнюса?
Беларусь сильно пострадала от взрыва Чернобыльской АЭС — 23% территории страны находится под радиоактивным заражением. Страна никоим образом не готова увеличивать эту площадь за счет новых инцидентов. Поэтому руководством страны была выбрана модель атомной станции, которая разработана с учетом всех инцидентов на ядерных объектах мира и имеет как активную, так и пассивную систему безопасности.
Станция полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ. На пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду запланированы четыре барьера, каждый из которых сам по себе способен остановить возможные загрязнения.
Непонятно и то, как новая АЭС может помешать Вильнюсу синхронизировать свои электросети с Западом, по заявлению президента Литвы.
У Еврокомиссии нет сведений, что БелАЭС строится с нарушениями >>
Беларусь исходит из того, что Литовская Республика имеет все суверенные возможности для выбора источников получения электроэнергии. В нынешней ситуации Москва не способна повлиять на этот выбор, сколько бы строек атомных станций ею не финансировалось в Европе, поскольку Россия и Беларусь находятся с Литвой в разных интеграционных проектах.
Заявление № 2: АЭС строится без международной инспекции
Второе примечательное заявление по белорусской АЭС было сделано канцлером Германии Ангелой Меркель на совместной пресс-конференции с литовским премьер-министром Саулюсом Сквернялисом.
"Мы можем только выступать за то, чтобы были международные инспекторы, которые могли бы осмотреть это строительство, которые получили бы соответствующие планы и документы, так как ядерная энергетика — это всеобъемлющее явление, вопросы безопасности имеют тут особое значение", — сказала Меркель.
При всем значении Германии для Евросоюза это заявление не окажет ни малейшего влияния на строительство АЭС в белорусском Островце. Наверняка уже через несколько часов референты немецкого канцлера доложили Меркель, что АЭС возводится в теснейшем сотрудничестве с МАГАТЭ, и международные эксперты посещают строительную площадку по несколько раз в году, каждый раз заявляя о полном соответствии строящейся станции международным стандартам.
Именно МАГАТЭ является единственной в мире организацией, чьи эксперты правомочны анализировать подобные объекты с точки зрения безопасности.
Хотелось бы, чтобы демонизация белорусской АЭС прекратилась. Ведь за нею, как отмечают многие эксперты, кроется ревность по поводу того, что теперь никто в мире не будет финансировать новую АЭС, которую Литва хотела возвести на своей территории вместо закрытой Игналинской станции. Двум станциям здесь не бывать — слишком уж невелик регион. Между тем времени на то, чтобы реализовать этот проект раньше белорусов, у Литвы было предостаточно.
И раз никто не захотел финансировать литовский проект, зачем же теперь завидовать соседу?