ВИЛЬНЮС, 22 фев — Sputnik. Эстонская компания Alexela не смогла добиться от ЕС согласия на софинансирование проекта строительства терминала СПГ в Палдиски. Авторы этого проекта считают, что его воплощению активно мешает Литва, сообщает Sputnik Эстония.
Ранее из Брюсселя поступило сообщение, что терминал сжиженного природного газа в Палдиски, который планирует построить Alexela и который поддерживают власти страны, на текущем этапе не получит финансовой поддержки Европейского союза. Еврокомиссия опубликовала список из 18 энергетических проектов, на которые планируется в ближайшие годы выделить 444 миллиона евро. Терминала СПГ в эстонском Палдиски в перечне одобренных проектов нет.
Литва играет не по общим правилам
Компания Alexela, судя по ее собственным сообщениям, ходатайствовала о финансировании терминала в Палдиски европейским фондом CEF Energy в размере до 39% от общей расчетной стоимости проекта, которая составляет примерно 344 миллиона евро. Как говорят в компании, отказ в поддержке как эстонского терминала СПГ, так и аналогичного финского проекта обоснован тем, что инфраструктура этого типа в регионе уже имеется — это плавучий терминал в Клайпеде.
По словам члена правления Alexela Марти Хяэля, сообщение из ЕС было предсказуемым в контексте последних выступлений премьер-министра Литвы.
"Мы разрабатываем палдиский проект в соответствии с согласованными правительствами региона Балтийского моря правилами игры BEMIP, в рамках которых было выбрано место для регионального терминала и были достигнуты соглашения между правительствами Эстонии и Финляндии по Balticconnector и терминалу СПГ в Палдиски", — сказал Хяэль.
Во время недавнего визита в Эстонию литовского министра энергетики Жигмантаса Вайчюнаса спорный вопрос терминалов СПГ обсуждался, однако, судя по официальным сообщениям, министр экономики Кадри Симсон подтвердила намерение своей страны иметь собственный терминал СПГ.
Независимая экспертная компания, нанятая государственным предприятием Tallinna Sadam, пришла к выводу о том, что наиболее оптимальным местом строительства терминала СПГ в регионе был бы именно эстонский город Палдиски. Этот проект ранее фигурировал в документах Еврокомиссии, касавшихся программы "План объединения балтийского энергетического рынка" (BEMIP).
Клайпедский порт очистят за 11 млн евро эстонские и финские фирмы >>
Однако с появлением плавучего терминала СПГ в Клайпеде терминал в Палдиски из списка приоритетных идей исчез, хотя некий эстонский терминал СПГ и обозначен на схеме перспективных региональных проектов.
Подождем до 2024 года и посмотрим
Как сказал Марти Хяэль, одностороннее решение Литвы временно арендовать терминал СПГ вне соглашений BEMIP повлияло на решения Брюсселя.
"Ясно, что в такой ситуации и частный капитал станет осторожнее, если на региональном рынке не все будут следовать согласованным правилам игры и государство может в любой момент на деньги налогоплательщика заняться искажением рынка", — сказал Хяэль.
По его словам, чиновники Еврокомиссии буквально неделю назад высказывались в поддержку палдиского проекта.
"Сейчас в Балтии работает только Клайпедский плавучий терминал, договор об аренде которого действует до 2024 года, к тому времени должен быть готов региональный СПГ-терминал. Палдиский терминал СПГ, который развивает Alexela, с экономической и логистической точки зрения остается лучшим вариантом для Финляндии и Балтийских стран", — отметил Хяэль.
По словам Хяэль, Alexela продолжит работу над проектом терминала СПГ.
"Если решение ЕС — часть нового подхода, согласно которому строительство терминалов СПГ в регионе не должно получать государственную помощь, мы ждем также прекращения социализации расходов на Клайпеду в Литве. В этом свете мы сможем продолжить работу над своим проектом, вовлекая для строительства терминала частный капитал", — сказал он. Член правления, очевидно, имеет в виду, что затраты на палдиский терминал практически бессмысленны до тех пор, пока литовские власти субсидируют свой клайпедский терминал, и до тех пор, пока он вообще существует.
Литовские показатели
Клайпедский порт за 2016 год вырвался в лидеры среди стран Балтии. Планируется, что в 2017 году рост грузопотока увеличится еще на 1,5%. Причина — Клайпедский порт не зависит от российских грузов в такой степени, как порты Латвии и Эстонии. В этом году доля российского транзита составила у нас всего около 5% от общего грузооборота.
Сегодня Клайпедский порт практически не задевает российская политика переориентации своих грузов на собственные порты.
"С Россией вообще работать нелегко, но латвийские портовики, видимо, надеялись на то, что россияне, инвестировав в латвийские портовые терминалы, обеспечат их и грузами. Такие же надежды питали и эстонские портовики и не искали новые рынки. Не прогнозировали свое будущее, не предусмотрели альтернатив", — отметил директор по маркетингу и общим вопросам дирекции Клайпедского порта Артурас Друнгилас.
Среди других причин Друнгилас упомянул общее снижение экспорта нефтепродуктов и угля из России на Запад, а также два года взаимных санкций, что, безусловно, повлияло на работу портов Восточной Балтики. Но санкции коснулись в основном мороженых продуктов, которых Клайпеда переваливает на Россию всего 1%.