ВИЛЬНЮС, 10 фев — Sputnik. Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Литве Александр Удальцов в эксклюзивном интервью Sputnik Литва дал оценку отношениям между Россией и Литвой на современном этапе.
— Александр Иванович, прежде всего, позвольте поздравить вас с профессиональным праздником — Днем дипломатического работника Российской Федерации — и пожелать успехов в работе.
Вы представляете Россию в Литве — исходя из личного опыта, какова специфика работы в этой стране?
— Спасибо за поздравление! Для меня это не только профессиональный праздник: я работаю в системе Министерства иностранных дел России более 40 лет, к тому же я потомственный дипломат, так что для меня это еще и семейный праздник.
Что касается специфики работы здесь и отношений между Россией и Литвой.
Во-первых, Литва — соседняя страна, что очень важно для России, как вы понимаете. Образно говоря, Литва является мостом, который связывает нас с Калининградской областью, субъектом Российской Федерации. Через Литву движутся пассажиры в область и обратно в Россию, проходит грузовой поток, осуществляется энерго- и газоснабжение Калининградской области.
Во-вторых, в Литве проживают наши соотечественники — они составляют почти 5% населения страны. Правда, это значительно меньше, чем в Латвии и Эстонии, но, тем не менее, русская диаспора в Литве тоже очень важна. Нас, представителей Посольства РФ, заботит их правовое положение, возможности обучения здесь на русском языке и многие другие вопросы. Взаимоотношения с диаспорой — одна из наших приоритетных задач.
И наконец, еще одна особенность: отношения между Литвой и Россией находятся сейчас в кризисном состоянии, причем не по вине российской стороны. Такая ситуация, конечно, нас не устраивает. Она не отвечает долгосрочным интересам народов наших стран, и, думаю, к такому же выводу придут со временем наши литовские партнеры.
— Дипломатические связи России и Литвы были установлены 25 лет назад, осенью 1991 года. Как бы вы охарактеризовали отношения между двумя странами сегодня, спустя четверть века посте открытия диппредставительств? Только ли кризис?
— За четверть века дипломатические отношения между двумя странами прошли разные этапы — и подъема, и развития, особенно на первых порах, потом были спады, и сейчас, уже третий год подряд, я повторюсь, они находятся в кризисном состоянии. Причем на различных направлениях — у нас фактически свернут политический диалог, преобладают негативные явления в экономических связях.
Для примера, в 2011 году товарооборот между Россией и Литвой составлял 7 миллиардов долларов. Начиная с 2014 года, он начал резко снижаться и в 2015 году уменьшился на 40%; по предварительным данным, в январе-октябре 2016 года товарооборот между двумя странами сократился еще на 18,5% и составил 2,3 миллиарда долларов.
При этом Россия по-прежнему остается главным торгово-экономическим партнером Литвы — думаю, ненадолго, ведь темпы падения существенны.
Таким образом, я вынужден констатировать, что 25-летие установления дипломатических связей мы встречаем в неблагополучной ситуации.
— Литва как участница НАТО обязалась довести свои военные расходы до 2,5% ВВП, причем в ближайшие годы. Курс на милитаризацию взят страной давно и приобрел зримые очертания. Уже сегодня страна тратит большие суммы на закупку вооружений, проводит у себя международные военные учения и принимает на постой международный батальон НАТО.
Какова позиция России по этому вопросу, в том числе относительно постоянной ротации войск Североатлантического альянса в Литве?
— Мы очень внимательно наблюдаем за наращиванием группировки объединенных вооруженных сил НАТО в Восточной Европе и Литве, разумеется, тоже.
Свои действия по увеличению вооружений Альянс обосновывает надуманным, по нашему мнению, предлогом защиты государств — членов НАТО от возможной российской агрессии, и цель эта декларируется на всех уровнях.
Так называемые ротации воинских контингентов государств Альянса, которые проводятся якобы для повышения интенсивности совместных учений и эффективного сдерживания Москвы, воспринимаются нами как способ обойти ранее достигнутые договоренности о неразмещении дополнительных военных объектов блока вблизи российских границ.
Как известно, за последние годы Альянс разместил по весьма большому периметру вокруг России уже сотни военных баз. Фактическое увеличение численности группировки НАТО в соседних с РФ странах за счет постоянной смены контингентов и отсутствие конструктивного диалога с нами вынуждает Россию принимать ответные серьезные шаги.
В том числе нами было принято решение разместить новые воинские подразделения на западе России — я говорю о трех дивизиях, которые были созданы в 2016 году. Кроме того, Калининградская область была оснащена современными вооружениями.
"Искандеры" теперь живут в Калининграде >>
Я обратил внимание на опросы граждан Литвы относительно размещения батальонов НАТО и вообще всего процесса милитаризации, который идет в стране.
Большинство литовцев довольны происходящим. Но понимают ли граждане, что в случае передислокации в Литву новых подразделений НАТО, обострения отношений Альянса с некими "врагами" их страна может стать театром военных действий? В этой ситуации размещенные на территории Литвы воинские подразделения Альянса станут приоритетными целями для российских вооруженных сил.
Мне бы очень хотелось, чтобы жители Литвы хорошо понимали опасные последствия этих решений и учитывали, что размещение контингентов НАТО на территории в том числе Литвы — это никак не обеспечение безопасности, а наоборот, шаг для обострения обстановки в регионе и Европе в целом.
— Общественность двух стран, России и Литвы, внимательно следит за развитием ситуации, связанной со строительством Литвой забора на границе с Калининградской областью. По мнению премьер-министра Литвы, эта мера позволит стране обеспечить экономическую безопасность. Но не успели литовские экономисты подсчитать стоимость проекта, как из парламента страны раздались голоса, что Калининград следует целиком передать Европе.
Какова ваша оценка происходящего?
— К сожалению, "заборостроительная лихорадка", назовем это явление так, не обошла стороной Литву, и страна тоже включилась в процесс. Я не знаю, какую цель реально преследуют разработчики этого плана. Если говорить об экономической безопасности, то она не заборами обеспечивается, а достигается совсем по-другому. Россия, кстати, может теснее взаимодействовать с Литвой в вопросах пресечения террористических угроз, повышения безопасности границ — у нас такие предложения есть, и можно было бы приступить к их реализации.
"Возвращение" Калининграда: кто и зачем поднял вопрос >>
Уверен, все стены и заборы подобного вида входят в историю как памятники недальновидности политиков. И хорошо, если они становятся исторической ценностью, как, скажем, Великая китайская стена или Берлинская стена, которую на кусочки разломали и в таком виде хранят в разных странах мира.
Что касается передачи Калининградской области Европе, то это мнение не является официальной позицией парламента, правительства или МИДа Литвы. Это инициатива одного человека — депутата Линаса Бальсиса, который, скажем прямо, "подложил свинью" своей стране, выступив с таким предложением. Бальсис продемонстрировал полное незнание истории, ведь на Потсдамской конференции 1945 года вопрос с Калининградом (Кенигсбергом) был решен окончательно и никаких сроков не оговаривалось.
Те, кто призывают к пересмотру границ в Европе, установленных после войны, забывают или обходят молчанием тот факт, что по итогам Второй мировой войны Кенигсберг был передан СССР, а Литва, в свою очередь, "приросла" Клайпедским и Вильнюсским краями. И если встать на путь пересмотра границ, то с чем тогда останется Литва?
— Вторым по численности национальным меньшинством Литвы являются русские. Как вы оцениваете их положение в стране и какова нынешняя ситуация с русскими школами и вещанием здесь российских телеканалов?
— Ситуация непростая. Литовские власти продолжают планомерное наступление на русские школы, и в последнее время этот процесс ускорился в Вильнюсе. За последние два года в столице закрылись две русские школы — одна из них, "Senamiesčio" (Старогородская), была закрыта буквально на днях. А в таких городах, как Каунас и Шяуляй, сегодня осталось вообще по одной русской школе.
Для справки: в настоящее время в Литве действует 30 школ с русским языком обучения, тогда как в 1990 году их насчитывалось 85 — впечатляющая динамика!
Политика литовских властей в отношении русских школ, с нашей точки зрения, ущемляет права национальных меньшинств получать образование на родном языке. Мы обращаем серьезное внимание на эту проблему, регулярно выносим ее на обсуждение в профильных международных организациях, и будем продолжать делать это в дальнейшем.
Что касается российских СМИ в Литве, то главный удар власти наносят по телеканалам как наиболее действенному информационному источнику. Министерство иностранных дел России считает, что это давление, даже выдавливание российских масс-медиа из Литвы, идет вразрез с базовыми международными стандартами в области свободы слова.
Дело доходит до того, что из Литвы депортируют российских журналистов, прибывающих сюда освещать очередную "сходку" российской оппозиции, которую здесь принимают с распростертыми объятьями.
Осенью 2015 года в Литве вступили в силу поправки к Закону об информировании общественности, принятые по инициативе президента страны. Нововведения призваны защитить страну и общество от враждебной пропаганды и дезинформации, согласно им установлены штрафы за соответствующие нарушения.
Эти поправки существенно расширили права Литовской национальной комиссии по радио и телевидению. В результате комиссия уже неоднократно запрещала трансляцию российских телеканалов, а также обязала кабельные сети страны исключить из базового пакета такие популярные телеканалы, как "РТР-Планета" и "НТВ-Мир". Теперь они доступны только за дополнительную плату. В отношении канала "РТР-Планета" сейчас действует очередной трехмесячный запрет на ретрансляцию.
В заключение хочу напомнить, что главная спецслужба в Литве, Департамент государственной безопасности (ДГБ), каждый год выпускает объемный отчет, где фиксирует "главные угрозы для безопасности Литвы". И в этих отчетах не единожды таковыми называются русские школы в республике, российские СМИ и русскоязычные местные издания. К ним приклеивают ярлыки "пятая колонна", "агенты Кремля" и тому подобные. А Посольство России в Литве в своих докладах ДГБ называет главным российским шпионским центром.
Комитет нацбезопасности: пропагандисты с Востока хотят расколоть ЕС >>
В ближайшие два месяца ДГБ подготовит очередной доклад — посмотрим, кого они назовут агентами в этот раз.
— Александр Иванович, несмотря на существующие проблемы в литовско-российских отношениях, все же есть ли у двух стран надежда на улучшение отношений, перевод их на качественно новый уровень? И что для этого, на ваш взгляд, необходимо предпринять?
— Могу совершенно определенно и откровенно сказать, что с российской стороны надежда на улучшение отношений с Литвой есть. Мы готовы к этому, при этом никого ни к чему не призываем, не навязываем никаких ценностей, никого не пытаемся учить, как себя вести и как жить.
Но, к сожалению, если говорить о литовской стороне, то такой готовности мы не наблюдаем. Наоборот, официальный Вильнюс взял курс на ограничения, сворачивание отношений с нашей страной. Думаю, это явление временное, и сегодня, скажем так, есть внешние процессы, которые окажут влияние на Литву и ее международную политику — я имею в виду возможность улучшения отношений России и США.
В самом Евросоюзе также идут процессы, которые свидетельствуют о наличии разных подходов к вопросу о санкциях в отношении России, и есть страны, которые открыто против этого выступают — данный фактор, видимо, придется учитывать и Литве как члену Евросоюза. Наконец, в результате парламентских выборов в Литве пришли к власти в Сейме и правительстве новые люди, которые, возможно, тоже захотят переосмыслить отношения с восточным соседом — Россией.
Премьер Баварии: Россия должна вернуться в круг G8 >>
Что для этого следует предпринять? Полагаю, заняться совместной практической работой по решению существующих проблем, прежде всего, в экономике и энергетике, культуре, образовании и спорте, нам нужно вместе развивать региональные связи на всех уровнях, работать над улучшением атмосферы международных отношений, делать все возможное во благо наших народов.
Путей для сотрудничества много, и Россия готова активно участвовать в этом процессе.