ВИЛЬНЮС, 26 янв — Sputnik. Общественные организации Эстонии, Латвии и Литвы считают, что назначенное на 31 декабря подписание договора о строительстве железнодорожной магистрали Rail Baltica преждевременно и нужно время, чтобы изучить ее окупаемость, договоры о финансировании с ЕС, воздействие на общество и экологию, сообщает Sputnik Эстония.
Правительства Литвы и Латвии на днях одобрили проект соглашения трех стран Балтии о прокладке высокоскоростной железной дороги и заявили, что разногласий у них не осталось. Правительству Эстонии документ должен быть представлен 26 января.
Общественность, однако, считает, что подписание договора между правительствами трех стран следует отложить. Портал народных инициатив rahvaalgatus.ee 24 января опубликовал петицию, которая уже собрала более тысячи подписей (крайняя дата сбора голосов — 30 января) и может быть представлена на рассмотрение в Рийгикогу. На 26 января запланирован пикет перед зданием Министерства экономики в Таллинне.
Адресованная премьер-министрам трех стран Балтии петиция инициирована общественным движением Avalikult Rail Balticust, НКО Ökoriik Eesti, латвийской ассоциацией землевладельцев Latvijas zeme, daba, tauta, Литовским фондом природы, Союзом землевладельцев Литвы, объединением Pasvalys. Они призывают не подписывать 31 января межправительственный договор о строительстве Rail Baltica.
Авторы обращения считают, что гражданам стран Балтии необходимо ознакомиться с анализом окупаемости проекта, его целесообразностью для жителей региона, воздействием на экологию и условиями финансирования со стороны Европейского союза. Общественность считает полезным также государственный аудит проекта.
"Утверждение чиновников, что решения за народ уже приняты, показывают, что народ не считают принимающим решения в своей стране. Следует взвешенно обсудить возможности строительства в Эстонии более хорошей железной дороги", — убежден Прийт Хумал из НКО Avalikult Rail Balticust.
Эстония, Латвия и Литва планируют подписать соглашение по развитию железнодорожного сообщения Rail Baltica 31 января на проходящей в рамках Балтийского сотрудничества встрече премьер-министров стран региона. Если подписи будут поставлены, договор поступит в парламенты на ратификацию. Но, как ранее заявил председатель экономической комиссии Рийгикогу Айвар Кокк, парламент Эстонии не станет принимать окончательное решение, прежде чем будет готов экономический анализ проекта.
Проект Rail Baltica предусматривает строительство скоростной международной железной дороги от Таллинна до границы Литвы с Польшей. Ширина колеи, согласно евростандарту, составит 1435 миллиметров. Пассажирские поезда смогут развивать скорость до 240 километров в час, грузовые — до 120 километров в час. Общая стоимость проекта составляет пять миллиардов евро, эстонская доля в нем — 1,3 миллиарда при собственном финансировании 197-262 миллиона евро.
У общественности Эстонии реакция на проект была неоднозначной изначально. Партия зеленых, например, объявила его нерациональным для экономики и вредным для людей. Деятели культуры в открытом письме высказывали опасение, что высокоскоростная железная дорога навредит окружающей среде, разрушит маршруты и места обитания людей и животных.