ВИЛЬНЮС, 11 янв — Sputnik. По данным Центрального статистического управления Латвии, за 11 месяцев 2016 года всего было перевалено через порты Балтии 132 632 миллионов тонн грузов. Это значит, что балтийский морской грузопоток снова уменьшился — за 11 месяцев 2015 года он составил 137 732 миллионов тонн, сообщает Sputnik Эстония.
Примечательно, что в 2015 году 45,9% всех грузов перевалили латвийские порты, 27,1% — литовские, 27% — эстонские.
Однако за 2016 год Литва сделала рывок и смогла переключить на свои порты большую часть грузов, попадающих на Балтику.
Конкуренция балтийских тигров
Представители China Railway Corporation International — дочернего предприятия крупнейшего в мире оператора железных дорог, китайской корпорации China Railway Corporation (CRC), собираются нанести визит в Литву 15 января.
Они намерены ознакомиться с проектом Rail Baltica в трех странах Балтии. Мечта о китайском транзите через Балтию, похоже, приближается к реальности. Вопрос заключается в том, где пройдет его основная ветка.
В конце ноября 2016 года в Пекине китайская промышленная корпорация China Merchants Group (CMG) уже подписала договор с Lietuvos geležinkeliai о создании предприятия по экспедированию и логистике. CMG намерена учредить в Клайпеде парк логистики, инвестировать в морской порт и стать распорядителем одного из терминалов.
По словам экономического эксперта Райво Варе, надо учиться работать в новых условиях.
Россия большую часть грузов уже перенаправила в сторону своих портов на Балтике. Одна из основных грузовых трасс пролегает теперь по территории России в направлении Санкт-Петербурга и Усть-Луги.
В Литве всегда будет лучше с грузопотоком, потому что она граничит с Беларусью и Польшей. Через Беларусь теперь идет одно из основных направлений грузопотока Азия-Европа. Литва может при определенном усилии часть его перетянуть на свои дороги и порты, что она и делает.
Эстония при этом остается в стороне. В Латвии ситуация уже хуже, чем в Литве, но все-таки лучше, чем в Эстонии.
Варе считает, что необходимо понимать, что до сих пор все работы, связанные с улучшением железнодорожной инфраструктуры и инфраструктуры портов носили только локальный характер. А нужны большие изменения.
Во всей Европе принята установка на обеспечение удобства пассажирских перевозок. На это же нацелена и новая магистраль Rail Baltica.
Но сами по себе пассажирские перевозки не приносят прибыли. Прибыль дают только грузовые перевозки. А чтобы они были возможны и дорога с ними справлялась, необходимы постоянные дотации пассажирского потока из бюджета. Это повсеместно бюджетная статья расхода.
Надо менять модели бизнеса
По мнению Варе, в настоящий момент мы находимся в переломном периоде, когда постепенно будет формироваться новая система. И в этой системе, если балтийские страны хотят выжить, придется менять привычные модели организации бизнеса в области грузопотоков и транзита, портовых услуг, услуг железной дороги и фирм-операторов.
Уже так сложилось, что транзит перестал быть той областью, где легко на прямой перевалке грузов можно было зарабатывать прибыль. Изменились все направления основных грузовых артерий. Территориально и по существу сложившихся сейчас отношений транзит превращается в "подсобный канал". А это совсем другая система бизнеса, и это совсем не так прибыльно, как было раньше.
Приспосабливаться к новым условиям и учиться работать согласованно в новой системе придется всем: и государству, и портам, и железной дороге, и фирмам-операторам.