ВИЛЬНЮС, 22 окт — Sputnik. ОАО Российские железные дороги (РЖД) вводит 25-процентную скидку к действующим тарифам на перевозки бензина, дизельного топлива и мазута в цистернах со станции Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги (филиал ОАО Российские железные дороги, обслуживающий Северо-Запад РФ), сообщает "Балтийский курс".
Конкуренция балтийским портам
Согласно сообщению компании, соответствующее решение приняло правление компании. Коэффициент действует до 31 декабря 2018 года включительно.
Как сообщалось ранее, скидка сделает тариф железных дорог РФ в этом направлении сопоставимым с тарифами на балтийские порты. До сих пор нефтепродукты из Беларуси в направлении портов РФ не шли.
По оценке экспертов, даже при дисконте дополнительные объемы могут принести монополии порядка 120 миллионов евро.
Но решение может быть и политическим: планы по сокращению транзита через Балтию обсуждались в сентябре на уровне спецпредставителя президента РФ Сергея Иванова, а Транснефть уже объявила о готовности сократить до нуля транзит нефтепродуктов в этом направлении.
Остаться в лидерах
Несмотря на планы Российских железных дорог (РЖД) переманить грузы белорусских НПЗ в Финский залив, находящаяся в госуправлении литовская компания Lietuvos geležinkeliai надеется сохранить объемы грузоперевозок.
"Что касается конкуренции и намерений РЖД на четверть снизить свои цены, время покажет. Наша позиция — работать с каждым клиентом, независимо от политики и подобных факторов. Мы считаем, что найдем выход и способы оставаться лидерами в своем регионе", — отмечает руководство Lietuvos geležinkeliai.
По информации компании, лишение российских нефтяных грузов — большая утрата, однако признал, что еще большей угрозой была бы потеря грузов Беларуси с паромов.
Lietuvos geležinkeliai отмечает, что в прошлом году Клайпеда перевалили почти 250 тысяч тонн нефтепродуктов из России.
Lietuvos geležinkeliai не может ответить, чем обусловлено стремление РЖД переманить белорусские грузы — экономической или политической логикой.
"Трудно однозначно ответить, что это конкуренция, или больше политическая логика. Очевидно, что конкурентный климат за последние 5-10 лет постоянно растет, увеличивается напряжение. Политические факторы играют не меньшую роль. Более дорогие грузы на самом деле уже направляются в порт в Усть-Луге, в Финском заливе, что около 100 километров от Санкт-Петербурга. Погрузки этого порта выросли в разы, с 11,7 миллионов тонн в 2010 году до 87,8 миллионов тонн в 2015 году", — утверждают литовские железнодорожники.
Компания также отмечает, что намерения России направлять грузы через порты своей страны были известны и раньше, из-за этой стратегии пострадали железные дороги Латвии и Эстонии. Lietuvos geležinkeliai отмечает, что грузопотоки латвийских железных дорог за девять месяцев этого года сократились на 19,6%, а эстонских — на 20%, между тем грузопоток Lietuvos geležinkeliai вырос в этом году на 0,4%.
Еще одно сотрудничество
Литва намерена поддерживать тесное сотрудничество с Беларусью еще и в других сферах. Так, литовская нефтепогрузочная компания Klaipėdos nafta подписала долгосрочный договор (на три года) о погрузках мазута с "Белорусской нефтяной компанией" (БНК).
"Этот договор обеспечивает погрузки нефтепродуктов с основных заводов белоруссии — с Мозырского НПЗ и с НПЗ "Нафтан", — заявил гендиректор Klaipėdos nafta Мантас Бартушка.
"Долгосрочное сотрудничество доказывает, что Klaipėdos nafta обладает всеми необходимыми компетенциями, технологическими мощностями, оперативно реагирует на потребности клиента и обеспечивает качество услуг", — добавил он.
По его словам, договор вступит в силу первого ноября и утратит силу 31 октября 2019 года.
Klaipėdos nafta за девять месяцев этого года отгрузила 5,81 миллиона тонн нефтепродуктов — на 24,1% больше, чем в январе-сентябре прошлого года (4,683 миллиона тонн).
Государству принадлежит 72,32% акций Klaipėdos nafta.