Заместитель главного редактора портала Championat.com Евгений Слюсаренко попросил маэстро Антанаса Алишаускаса, которому совсем скоро, уже 17 января, исполнится 81 год, рассказать об истории создания этого легендарного фото.
— Кадр, который принес вам всемирную славу, действительно стоит в особом ряду в вашей карьере?
— Как бы вам объяснить… В России есть известный фотограф Василий Прудников, который уже не один раз собирал в одном проекте всех победителей World Press Photo советских и новейших времен. Мою фотографию он охарактеризовал так: "Кадр самого высшего эстетического уровня". Не скрою, было лестно. Хотя для меня каждый снимок — как ребенок, а дети, как известно, все равны. Но те, кто смотрит на моих "детей", вправе их так или иначе оценивать.
— Но тогда, в 1969 году, вы могли предположить, что попадете в историю?
— Трудно было что-то предполагать, так как сами условия съемки были одними из самых необычных в моей жизни.
Если рассказывать сначала, то надо сказать, что в те годы в Литве постоянно проходили семинары для фотожурналистов. Один из них проходил в небольшом курортном городке Бирштонас, который расположен у реки Неман. И в тот же день случился какой-то спортивный праздник, включавший в себя гонки на скутерах.
Мы все поехали туда, и в итоге коллег собралось под полторы сотни. Разумеется, они заняли все самые лучшие ракурсы. Но я нашел выход! Увидел высокую сосну и понял, что с нее будет отличный вид. Дальше было дело техники — забраться на сук попрочнее.
— Не боялись упасть?
— Побаивался, честно сказать. Сук был довольно сухим, и я всю съемку думал, что он вот-вот обломится. Слава богу, я был и остаюсь человеком не самой крупной комплекции, и дерево меня выдержало. Хотя просидел я там пару часов не меньше. Что-то отснял, но, признаться, без особого энтузиазма, с мыслями что-то вроде: "Ну, вряд ли что-то хорошее получилось".
Вернулся домой, проявил пленки… Хм, думаю, есть интересные кадры, такого я раньше никогда не делал.
— Почему?
— Дело в том, что я тогда впервые взял объектив МТО-500. Примечательный, надо сказать, советский объектив, в свое время даже получивший в Брюсселе золотую медаль. И вот в его исполнении вместо волн получились своего рода "черточки". А если вне резкости, то наоборот — кружочки. Очень оригинально. Я выбрал самый интересный с графической точки зрения вариант — надо было только в нем всего лишь кое-что исправить.
Дальше было самое смешное. Отправил кадр на выставку в нашей республике, и эта фотография никак не была отмечена, ноль!
— Не заметили в числе прочих?
— Сложно сказать. Может быть, просто приревновали к удачному кадру. Есть такое в нашей профессии иногда. Через некоторое время из АПН (агентство печати "Новости" — именно так в советские времена назывались нынешние РИА "Новости" — Sputnik) приехал человек, который ездил по республикам и покупал для фотобанка агентства лучшие фотографии местных художников.
Помню, что он купил у меня шесть фотографий. Мы отпечатали их, отправили в Москву — и забыли. Мне, правда, тогда еще в редакции сказали: ну, раз фотография называется "Поворот" — возможно, тебя тоже в жизни ждет крутой поворот. Тогда я не придал особого значения этой шутке.
— Как вы узнали о победе?
— Под самый Новый год мне приходит телеграмма: вы признаны победителем, поздравляем. Получилось какое-то невероятное совпадение: я только-только женился, и у нас с женой даже не было своей квартиры. И представляете: ровно в тот же день я получил ордер на квартиру! Помню, что мы с женой сразу туда заехали, поставили несколько стульев, сели на них и думаем: что же еще такого прекрасного может сегодня с нами произойти? (смеется).
Если серьезно, то, оглядываясь назад, точно скажу: это был самый радостный день в нашей жизни.
— Награду получали лично?
— Тогда это было невозможно. После телеграммы я позвонил в АПН и говорю: я хотел бы поехать в Гаагу на церемонию награждения. Мне резонно говорят: "А на какие деньги?". Я отвечаю: "На те, которые я получу в качестве премии!" Хорошо, мы вам позвоним.
Позвонили только через неделю: все, ваша награда в литовском представительстве за границей. Слукавили, то есть. Поехал человек от агентства, привез эту медаль. Она немного с краю уже была покоцана — видимо, на всякий случай проверили, сколько там золота (смеется). Хотя медаль была самой обычно. Ну и диплом. И все — больше ничего. Положенных долларов за победу я так и не увидел.
И все равно — я был очень доволен и рад. Сами понимаете, одна из главных мировых наград. До сих пор она у меня единственная, остальных — международных, всесоюзных, литовских — довольно много.
— Жизнь действительно сделала крутой поворот после этого?
— Так и случилось. Сразу после награды мне позвонили из столицы республики, из Вильнюса, из корпункта журнала "Советская женщина". Впоследствии я много наград взял, снимая именно для этого журнала. Пригласили туда на работу. Пришлось разменять только-только полученную ту самую квартиру со стульями и поехать в Вильнюс.
С тех пор примерно 25 лет я работал штатным фотографом в журналах, но уже достаточно давно — свободный фотохудожник. Мне нравится.
— Цифровая фотография появилась относительно недавно, тяжело вам было освоить новый формат и жанры?
— Это хорошие изменения. Конечно, они потребовали много времени, чтобы перестроиться. Кто-то делает сказку, используя новые открывшиеся технические возможности. А что я? Как говорится, не волшебник, только учусь, хоть и лет мне уже стукнуло много. Учусь и совершенствуюсь каждый день. И совершенно этого не боюсь признавать.