Европарламент рассмотрит принятие мер против агентства Sputnik и RT

© Sputnik / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкТелеканал Russia Today
Телеканал Russia Today - Sputnik Литва
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Резолюцию по борьбе с "враждебной пропагандой" России намерены рассмотреть в Европарламенте 23 ноября в Страсбурге.

ВИЛЬНЮС, 21 ноя — Sputnik. Дебаты по ситуации в Сирии и Турции, вопросам укрепления европейской обороны и информационного противодействия российским СМИ — главным образом агентству Sputnik и телеканалу RT — значатся в повестке четырехдневной пленарной сессии Европарламента, открывающейся в понедельник в Страсбурге, сообщает РИА Новости.

Российский контекст дебатов связан с вынесением на голосование в среду, 23 ноября, резолюции "Стратегические коммуникации ЕС как противодействие пропаганде третьих сторон", в которой утверждается, что Россия введет в отношении Евросоюза "враждебную пропаганду".

Здание Европарламента в Брюсселе - Sputnik Литва
Sputnik и RT названы информационной угрозой ЕС

При этом противодействие России авторы документа приравнивают к противодействию "Исламскому государству" (террористической организации, запрещенной в ряде стран, в том числе в России) и призывают Еврокомиссию и страны-члены ЕС к дополнительному финансированию проектов по контрпропаганде. Ранее европейский портал EU Observer сообщал, что на эти цели рабочая группа ЕС по информационному противодействию РФ может получить бюджет в 1 миллион евро.

Кроме того предлагается усилить, в том числе финансово, телеканал Euronews.

В документе, не носящем в случае принятия обязывающего характера, говорится, что правительство РФ, якобы преследуя цель ослабить и расколоть Евросоюз, "настойчиво использует широкий спектр средств и инструментов". При этом из резолюции исключено упоминание агентства РИА Новости, которое изначально, при голосовании в комитете в октябре, в проекте назвали телеканалом — тогда после обнародования текста документа главный редактор МИА "Россия сегодня" Маргарита Симоньян посоветовала его авторам "учить матчасть".

Проект граничит с цензурой?

В резолюции утверждается, что Россия якобы оказывает финансовую поддержку оппозиционным политическим партиям и организациям в странах-членах ЕС, использует фактор двусторонних межгосударственных отношений для разобщения членов сообщества. В качестве основных информационных угроз Евросоюзу и его партнерам в Восточной Европе в резолюции называются агентство Sputnik, телеканал RT, фонд "Русский мир" и подведомственное МИД РФ федеральное агентство "Россотрудничество".

В целях противодействия "российской пропаганде" проект резолюции Европарламента призывает страны ЕС сотрудничать с военным блоком НАТО, чтобы развивать механизмы "скоординированных стратегических коммуникаций" и борьбы с "гибридными угрозами".

"Национальные СМИ в странах, которые являются восточными соседями (ЕС), зачастую слабы и не в состоянии справиться с силой и могуществом российских медиа", — говорится в проекте резолюции.

Проект содержит формулировки, граничащие с предложением ввести цензуру против российских СМИ и призывающие страны ЕС выступить с "конкретными юридическими инициативами для того, чтобы стать более эффективными и ответственными в решении проблемы дезинформации и пропаганды". При этом авторы документа говорят о необходимости плюрализма СМИ и свободы информации.

Не все поддерживают резолюцию

Дебаты по резолюции, автором которой является депутат Европарламента от Польши Анна Фотыга, состоятся во вторник, 22 ноября. Документ поддерживают не все европарламентарии. Так, по мнению депутата от Испании Хавьера Коусо, "безответственно ставить по уровню угрозы такое государство как Россия в один ряд с "Исламским государством".

Sputnik Радио - Sputnik Литва
Националисты послали угрозы в агентство Sputnik в Эстонии

Испанский евродепутат, выступающий от имени группы своих коллег, также указывает, что текст резолюции о "пропаганде третьих сторон" не отражает, во-первых, роли "пропаганды, которая развивается главным образом США, по легитимизации их недавних вторжений, таких как в Ирак, ведущих к региональному хаосу"; а во-вторых — собственной пропаганды Евросоюза в отношении своей трактовки демократии "как единственно возможной, что подчеркивает презумпцию превосходства и может быть оскорбительным".

В этой связи группа Коусо требует признать за Россией статус "ключевого партнера ЕС и ключевого глобального игрока — как в сфере международной безопасности, так и в совместной борьбе с ИГ", а также снятия с РФ европейских санкций, возобновления действия соглашения РФ-ЕС и "жесткого разделения ЕС и НАТО".

Недоученная матчасть

Комитет Европарламента (ЕП) по иностранным делам одобрил проект резолюции еще в октябре, причем тогда в нем содержался ряд фактических ошибок, в частности, информационное агентство РИА Новости в нем было названо телеканалом.

"С удивлением узнала, что РИА Новости — телеканал. Все остальное в документе основывается примерно на таком же знании предмета. Резолюционерам следует подучить матчасть для начала", — заявила тогда Симоньян.

Об ощущении реальной угрозы со стороны российских СМИ ранее заявлял ряд политиков на Западе и в Восточной Европе, включая госсекретаря США Джона Керри, президента Украины Петра Порошенко, других чиновников разных уровней, при этом зачастую они приводили не соответствующие реальности данные о бюджетах российских СМИ. Обвинения же в использовании Россией киберпространства для агрессивных действий Москва неоднократно отвергала на самом высоком уровне.

ЕС против российских журналистов

При этом власти многих стран Евросоюза и стремящихся в ЕС государств Восточной Европы, несмотря на заявления о приверженности принципам свободы слова, применяют репрессивные меры в отношении российских журналистов и СМИ.

Стенд телеканала RT (Russia Today) - Sputnik Литва
Бывший премьер Шотландии: закрытие счетов RT возможно при диктатуре

Так, власти Литвы выслали из страны в 2016 году съемочную группу ВГТРК. В октябре 2015 года власти Эстонии задержали на границе другую съемочную группу ВГТРК и без объяснения причин аннулировали визы.

В сентябре 2015 года Эстония отказала во въезде в страну сотруднице МИА "Россия сегодня" Марине Перекрестовой, хотя агентство имеет все необходимые документы для работы.

МИД Литвы в апреле 2014 года отказал в аккредитации собкору РИА Новости Ирине Павловой, причины власти не объяснили. Журналист газеты "Комсомольская правда" Галина Сапожникова в августе 2015 года была объявлена в Литве "нежелательной персоной, представляющей угрозу государственной безопасности".

Украина весной 2015 года опубликовала список из 115 российских СМИ, аккредитация которых при украинских органах госвласти была временно приостановлена из-за того, что их работа якобы "представляет угрозы безопасности Украины". Киев также постоянно препятствует въезду на Украину российских журналистов.

МИД Польши 24 октября 2014 года аннулировал аккредитацию журналиста МИА "Россия сегодня" Леонида Свиридова, который работал в Варшаве с 2003 года. После этого польские власти начали административную процедуру лишения Свиридова вида на жительство, он был вынужден вылететь из Варшавы в Москву 12 декабря 2015 года без решения суда.

История российского журналиста уже дважды попала в мониторинговый отчет представителя ОБСЕ по свободе прессы Дуньи Миятович о нарушении прав журналистов в странах организации.

Лишение вида на жительство и запрет на въезд

Корреспондент РИА Новости Леонид Свиридов был лишен властями Польши вида на жительства во внесудебном порядке, причины этого Варшава отказывается обнародовать. Власти Чехии отказали корреспонденту РИА Новости Александру Куранову в аккредитации.

Российских журналистов регулярно не впускают в Молдавию. Так, в октябре 2015 года произошло два случая задержания в аэропорту Кишинева репортеров НТВ. Журналисты были высланы обратно в Москву. В марте съемочную группу ВГТРК, направлявшуюся на освещение выборов в Гагаузии, также не пустили в Молдавию.

Бренд Sputnik Эстония - Sputnik Литва
Sputnik встал на защиту свободы слова в Эстонии

В марте 2016 года власти Латвии заблокировали агентство Sputnik и сообщили о закрытии ресурса в доменной зоне.lv. Сотрудников Sputnik в Латвии и Эстонии вызывали на беседы в органы безопасности этих стран в связи с их журналистской деятельностью.

Также в марте служба государственной безопасности Швеции выпустила заявление, где обвинила Россию в проведении "психологической войны" в которой особо выделила значимость RT и Sputnik.

Ограничения в отношении российских журналистов введены на Украине — ряду журналистов запрещен въезд в эту страну, санкции действуют и в отношении ряда руководителей российских СМИ.

Лента новостей
0