В ответ на предвыборные обещания инициативная молодежная группа подготовила ролик (на литовском языке), в котором утрировала ситуацию, доведя ее до абсурда: молодежь предложила вылечить геев и каждого гражданина обеспечить новым автомобилем. Такая антиреклама — попытка противостоять популизму, охватившему политические трибуны.
Предвыборный популизм: кто пообещает больше?
Самая популярная тема этой кампании — предложения сократить количество членов Сейма и снизить зарплату парламентариев. Кандидаты, участвующие в политических дебатах, соревнуются, предлагая сократить число слуг народа со 141 до 101 депутата, хотя именно это предложение сделает невозможным пребывание в Сейме почти 30% борющихся за мандат.
Сладкоречивые политики обещают создать рабочие места, привлечь инвестиции, повысить зарплаты, превратить страну в цветущий оазис, заасфальтировать все дороги местного значения. Дальше всех пошел представитель партии Труда Йонас Пинскус, который заверил избирателей в своем округе обеспечить новыми квартирами.
Тем не менее, как показывают опросы, в народе растет разочарованность. Литовцы не верят уже никому, и многие намерены проигнорировать выборы. Традиционно литовский избиратель не очень активен, явка обычно составляет не более 50%, но в этом году политологи пророчат еще более низкую избирательную активность и прогнозируют, что на участки придет около 40% избирателей.
Симбиоз социал-демократов и консерваторов
Социологические агентства публикуют последние перед выборами — предварительное голосование в стране уже началось — таблицы политических рейтингов. Как всегда, они представлены с немалой долей погрешности, так как результаты опросов зависят от региона проведения опроса.
К примеру, позиции левых партий сильнее в западной Литве, правые же увереннее себя чувствуют в восточной части страны. Это обусловлено и сложившимися традициями голосования, и наработками партий.
Однако, как бы не распределялся электорат, четко прослеживается лидерство двух партий: Партии социал-демократов и Союза Отечества-Христианские демократы (консерваторы), что дает право говорить об условно двухпартийной системе в Литве.
В 2006 году социал-демократы и консерваторы пошли на беспрецедентный шаг — создание правительства меньшинства, состоящего из кардинально противоположных политических платформ правых и левых сил.
Этот проект назвали "2К" (по начальным буквам лидеров партий: Киркилас — Кубилюс). Политические аналитики сделали вывод, что состязание между этими двумя партиями обосновывается лишь борьбой за власть, но отнюдь не идеологическом противостоянием.
Более того, социал-демократов и консерваторов отличает своеобразный симбиоз — неслучайно они с завидным постоянством поочередно делят между собой власть на протяжении последних лет.
Близость этих партий доказывает и слаженное голосование по важным для государства проектам в парламенте, несмотря на то, что в Сейме этого созыва партия Союз Отечества-Христианские демократы находится в оппозиции. Так, представители этой партии поддержали принятие поправок в Трудовой кодекс, которые ограничивают права работников.
Выборы 2016 года не стали исключением. Согласно опросам, проведенным 19-27 сентября, первые строчки рейтингов (15,6%) пока держат социал-демократы, хотя их позиции несколько пошатнулись после скандала "золотых вилок", когда министерство обороны, руководимое социал-демократом Юозасом Олекасом, провело закупки кухонного оборудования по завышенным в восемь раз ценам. Также на рейтингах сказалось принятие нового ТК.
Консерваторам прочат 13,7%. Эта партия, победившая на выборах в 2008 году, растеряла симпатии избирателей во время кризиса.
Принятые экономические реформы, основанные на сокращении бюджета, зарплат, пенсий, напугали народ, что до сих пор мешает партии продвинуться вперед.
Не помогла и смена лидера. Место председателя партии с прошлого года занимает внук патриарха консерваторов Витаутаса Ландсбергиса — Габриэлюс Ландсбергис.
И хотя он делает ставку на молодую команду, которую сплотил вокруг себя, старая гвардия не сдает своих позиций. В партии возникают разногласия, что не способствует росту ее популярности.
Между этими политическими китами в нынешней предвыборной гонке неожиданно встрял "Союз крестьян и "зеленых", под руководством Рамунаса Карбаускиса, который, согласно рейтингам, может набрать 14,2%.
Феномен третьей силы
В политической жизни Литвы четко прослеживается устойчивая тенденция: на каждых парламентских выборах появляется третья сила — новая партия-однодневка или забытая партия, которая успешно перетягивает голоса избирателей у двух традиционных партий и проходит в Сейм.
Так, 2004 год стал звездным для Партии труда, которую возглавил олигарх российского происхождения Виктор Успасских. Но последующие годы стали для этой партии и ее лидера не восхождением, а нисхождением. Причина — дело о "черной" бухгалтерии Партии труда, из-за которого Успасских был постепенно вытеснен и из партии, и из большой политики.
В 2008 году в парламент прошла Партия национального возрождения, основателем которой стал популярный телеведущий и шоумен Арунас Валинскас.
В эту партию вошли известные телеведущие, актеры, эстрадные певцы и участники реалити-шоу. Никто серьезно не верил, что создатель и ведущий эстрадного песенного шоу "Дорога к звездам" — аналога "Фабрики звезд" — сможет отодвинуть традиционные партии. Политологи ломали голову: что это — политическое шоу, сила обаяния харизматичного продюсера или народный карнавал на почве протеста? Однако популярности у этой политической силы хватило ровно на один срок созыва Сейма.
На парламентских выборах 2012 года в политическую жизнь страны шумно ворвалась Партия фиолетовых, или "Путь смелости". Это политическое движение возглавила бывшая судья Неринга Венцкене, вставшая под знамя борьбы с педофилией.
В 2009 году брат Венцкене, Драсюс Кедис, возведенный в ранг героя-одиночки, не добившись помощи от правоохраны, решился на самосуд и застрелил двух человек, которых подозревал в растлении его дочери.
Эта история вызвала в Литве большой резонанс и стала топом политической жизни на протяжении нескольких лет. Какое-то время Кедис прятался от правоохраны, пока его самого не нашли мертвым.
Вся страна с придыханием следила за перипетиями дальнейшей борьбы матери девочки, подозреваемой в сексуальном использовании ребенка, с родственниками ее бывшего мужа.
Эта "Санта Барабара" послужила своеобразным детонатором общественного протеста и стала основой для создания новой партии, призванной бороться с коррупцией и педофилией. Кедис был возведен в ранг невинной жертвы, а его сестра провела новую политическую силу в Сейм. Правда, ненадолго.
Вскоре бывшая судья Венцкене сама была обвинена в организации двойного убийства ее братом и сбежала за границу, предположительно, в Америку, где скрывается до сих пор.
Несмотря на то, что к ее поискам подключился Интерпол, экстрадировать в Литву ее не могут. Скрываясь от правосудия, беглая Венцкене еще какое-то время строчила гневные письма на родину, возмущаясь тем, что ее, как избранницу народа, лишили зарплаты парламентария, хотя, по ее словам, в изгнании она может не менее успешно дистанционно готовить законопроекты.
В результате партия "Путь смелости" стала распадаться, хотя ее сохранившийся костяк во главе со священником Йонасом Варкалой еще не теряет надежды пройти в Сейм нового созыва и участвует в выборах.
Взлет Карбаускиса
Парламентские выборы — 2016 ознаменованы новым сценарием появления третьей силы. В этот раз произошел стремительный взлет партии не новой, а хорошо забытой — Союза крестьян и "зеленых" Рамунас Карбаускис.
В 2001 году Карбаускис создал союз с партией первого премьер-министра независимой Литвы Казимиры Прунскене, прозванной "янтарной леди", и стал заместителем председателя новой партии. Однако вскоре между ними пробежала "черная кошка" и началась борьба за власть. Это противостояние закончилось политическим "разводом". Вскоре Прунскене сразил инсульт и она вышла из политики.
Долгое время отколовшаяся партия Карбаускиса оставалась на задворках политической жизни, однако на фоне коррупционных скандалов рейтинги ее стали расти, пока не стали конкурировать с лидерами таблиц. Этот подъем традиционные партии "проморгали", а когда осознали, было уже поздно.
Карбаускис объединился с бывшим министром внутренних дел Саулюсом Сквернялисом, известным своим противостоянием с президентом Далей Грибаускайте, и этот тандем показался избирателю очень привлекательным.
Второй эшелон нового Сейма
В то время, как три лидирующие в рейтингах политические партии в кулуарах уже обсуждают возможность будущей коалиции, другие политические партии, участвующие в выборах, борются за возможность прохождения 5% барьера.
На грани прохождения в парламент оказалась Партия труда — ей прочат всего 5,2%. Причиной обмельчания рейтингов политологи называют смену власти в руководстве партии.
После ухода Успасских пост председателя партии занял бывший "оруженосец" Пакасаса Валентинас Мазуронис. Однако эта замена, видимо, не понравилась избирателям. Народ не любит партийных перебежчиков, к тому же новому лидеру партии не хватило харизматичности, свойственной Успасских.
В числе аутсайдеров оказался и Союз либералов, мощно прорвавшийся вперед во время последних муниципальных выборов в 2012 году, но сдавший свои позиции после крупного скандала со взяточничеством лидера партии Элигиюса Масюлиса. Обрушение рейтингов для Союза либералов стало катастрофическим и, согласно опросам, только 5% избирателей доверили бы этой политической силе свои голоса на старте выборов.
Согласно опросам, во втором эшелоне идет и партия отставного президента Роландаса Паксаса "Порядок и справедливость". После коррупционного скандала, связанного с торговлей влиянием, в котором партия была замешана, социологи перед выборами "рисуют" ей 4,9%. Таким образом, эта партия балансирует на грани прохождения в парламент.
Зомбирование опросами
Впрочем, как считают политологи, предварительные рейтинги не всегда подтверждают сами выборы.
Нередко опросы проводятся по заказу определенной партии в ее же пользу, что подсознательно подталкивает избирателя к тому или иному выбору. Конечно, с этим связано немало спекуляций, хотя рядовой избиратель не всегда это осознает.
По мнению психологов, рейтинги способствуют тому, что срабатывает "стадное" чувство. Люди попадают под влияние цифр, им кажется, что они уже ничего не могут изменить, и в итоге запрограммировано голосуют.
Так, целенаправленно и традиционно занижаются рейтинги партии Избирательной акции поляков Литвы — Союза христианских семей. Эта партия позиционирует себя как защитница интересов национальных меньшинств и традиционно лидирует в местах компактного проживания поляков.
На этих выборах ей пророчат чуть больше 4%, хотя в два раза меньше прогнозировали в 2012 году. Тем не менее, партия, с каждым годом улучшающая свои результаты, в прошлый раз прошла 5% барьер и даже создала свою фракцию в Сейме.
Русский вопрос
В то время как Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей прогрессирует от выборов к выборам, партия, представляющая интересы русского населения — "Союз русских Литвы", практически нивелирована.
Это объясняется тем, что польская община Литвы в силу многих причин и прежде всего близости Польши более организованна и консолидированна, а русская — разобщена. И это доказывают многочисленные исследования, проведенные как российскими, так и литовскими аналитиками.
Отмечается, что причиной разобщенности являются социально-экономические причины, а не политические, так как в Литве после обретения независимости был использован "нулевой" вариант гражданств. Кроме того, в русской общине отсутствует харизматичный лидер.
"Союз Русских Литвы" был создан в 2002 году, однако за 14 лет так и не смог приобрести политического веса. Лидеры этой партии выступают от выборов к выборам в разных списках других партий, что подрывает доверие к ним. В 2012 году Ларисе и Сергею Дмитриевым удалось пройти в Сейм в составе Партии труда. На этих выборах они выступают в том же списке, и Лариса Дмитриева даже вышла из партии Союза русских Литвы.
В результате русскоязычный электорат на выборах расслаивается, отдавая предпочтение либо Партии труда, либо симпатизируя Паксасу, либо выбирая Избирательную акцию поляков Литвы — Союз Христианских семей, которая создала коалицию с клайпедской партией "Русский альянс Литвы".
В итоге, как отмечается в докладе Института стран СНГ, польская община характеризуется высокой активностью на выборах и голосует только за свою партию, а за голоса русских избирателей борются две русские партии, не желающие идти друг с другом на компромисс, чем разбивают голоса избирателей.