Накануне юбилея администрация Русского драматического театра решила проинформировать, что театр был создан в 1946 году Москвой в качестве "институций для проведения русификации "нерусских территорий" и большевистской идеологической пропаганды".
"Поэтому русские драматические театры неофициально называли "гарнизонными театрами", — уточняется в сообщении, опубликованном на сайте театра от имени литотдела.
Шокирующие заявления
Русские жители Литвы оторопели от подобных выводов.
Долгие годы театр являлся не просто средоточием русской культуры, но и важным центром общественной жизни Литвы.
Спектакли с удовольствием посещала как русская, так и литовская интеллигенция. Здесь начинали свою театральную деятельность Элина Быстрицкая, Татьяна Лютаева, здесь работал режиссером Роман Виктюк.
Обращение литотдела театра не осталось незамеченным в соцсетях.
Общественность возмутил в том числе сам тон письма, в котором ощущались неуважение к коллективу Русского драматического театра и ненависть ко всей его истории.
Люди указывали на то, что именно в советские годы в Литве были созданы и другие творческие коллективы, построены, к примеру, Театр оперы и балета, Государственный государственный академический театр драмы. И эти театры отмечают свои юбилеи, не ставя под сомнение важные для себя исторические даты.
Татьяна Ринкявичене, которая ранее руководила театром, на своей страничке в Facebook так отреагировала на скандальное обращение литотдела: "Еще в 2008 году, когда мне вежливо объяснили, что мое время в Русском драматическом театре закончилось, я предупредила, что для театра придет точка невозврата".
Между тем литчасть театра, одержимая поиском "правды", безапелляционно расставила все точки над "i". Как дословно сказано в сообщении, "… роль творческой и художественной деятельности театра являлась третьестепенной. Благодаря своему особенному "гарнизонному" статусу у театра не было необходимости демонстрировать особые художественные амбиции, и он этого и не делал".
Получается, зрители, которые восторгались игрой актеров, тонкостями постановочного искусства в Вильнюсском русском театре, на самом деле получали третьесортный продукт? Выходит, сама публика тоже была третьесортной?
Не играли, а "блуждали"
Литва, как известно, славится режиссерами, сценическим искусством. Имена Римаса Туминаса, Оскараса Коршуноваса, Эймонтаса Някрошюса гремят по всему миру.
Одна из граней мастерства этих талантливых личностей — новое прочтение классики, и поэтому неудивительно, что их работы имеют успех в лучших российских и европейских театрах. Более того, именно русская литература "помогла" раскрыться таланту Туминаса, который сейчас возглавляет театр им. Вахтангова.
Так почему театр русской драмы в Вильнюсе вдруг оказался "культурным отстойником", недостойным праздновать свой славный юбилей?
По мнению литературной части театра, спектакли "Без вины виноватые" Александра Островского и "Хозяйка гостиницы" Карло Гольдони, подготовленные к открытию первого театрального сезона 21 сентября 1946 года, оказались полным провалом. Поэтому их премьера не может служить поводом для юбилея. А вся последующая история театра "была блужданием в лабиринтах компромиссов". Поэтому повода для праздника нет, констатирует администрация.
Служение не музам, но политикам
Основой для "научных" изысканий литературной части театра, отметим, послужили не архивы и энциклопедии, а книга Виды Бакутите "Вильнюсский городской театр. Поиски путей существования. 1785-1945", изданная на литовском языке.
Что примечательно, в письме, с которым театр обращается к общественности, обозначен и срок "возрождения" театра. Он связан с деятельностью нынешнего руководителя — главного режиссера Йонаса Вайткуса, выпускника Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, который возглавил театр в 2008 году после того, как одержал победу в конкурсе министерства культуры на эту должность.
Именно с благословения Вайткуса осенью 2014 года в Русском драматическом театре был запланирован единственный показ оратории "Торжествующая Юдифь" Антонио Вивальди, где в финале на подмостки выкатывалась бутафорская голова президента России Владимира Путина.
Эта сцена была краеугольным камнем всей постановки, задуманной как отклик на события на Украине. Но помещение, где хранилась голова, кто-то запер, испортив замок, поэтому идея не воплотилась в жизнь. Найти виновника происшествия не удалось — в театре отсутствовали камеры наблюдения.
По некоторым данным, члены коллектива таким образом выразили свое несогласие с происходящим в театре.
Ранее, в марте этого года, Вайткус отказался везти Русский драматический театр Литвы на театральный фестиваль "Встречи в России" из-за того, что директор фестиваля Сергей Шуб подписал письмо деятелей культуры в поддержку политики России по ситуации в Крыму.
Вайткус в своем письме Шубу подчеркнул, что его творческий коллектив отрицательно относится к попыткам российских властей манипулировать людьми культуры и искусства.
"Мы публично объявляем о верности политической позиции нашего правительства", — объяснил свою позицию художественный руководитель Русского драматического театра Литвы.
На это письмо отреагировал народный артист России, художественный руководитель Московского театра "Et Сetera" Александр Калягин.
"Я тоже выражаю надежду, что и в вашей стране придут времена, когда политика не будет вмешиваться в отношения между деятелями культуры разных стран", — написал Вайткусу Калягин.
На сцене — сексменшинства
В июне 2016 года произошел новый скандал, связанный с тем, что администрация Русского драматического театра Литвы отдала зал театра в аренду организаторам фестиваля сексуальных меньшинств Baltic Pride — в театре прошла первая часть фестиваля под названием Pride Voices.
Между тем русскоязычное население столицы выразило убежденность, что драмтеатр, который является центром русской культуры и традиций в Литве, не может являться местом проведения подобных мероприятий и акций, поскольку они противоречат мировоззрению, моральным принципам и ценностям большинства русскоязычных людей Литвы.
В день проведения Pride Voices у стен театра состоялась акция протеста, которую руководство драмтеатра предпочло не заметить.
Дайте только срок!
С назначением Вайткуса в театральных постановках стал меньше слышен русский язык, неузнаваемо изменилась сама атмосфера театра. Однако, по мнению авторов письма, именно с 2008 года "в театре была создана уникальная творческая атмосфера, что позволило ему не формально, а реально и полноценно интегрироваться в общую панораму культуры Литвы".
Этот панегирик имеет цель: Вайткусу нужно уже готовить почву для нового срока на посту руководителя театра.
Одним письмом-пасквилем оказалась перечеркнутой и переписанной вся 70-летняя история Русского драматического театра, с которым связывают свою жизнь замечательные актеры и театральные деятели, а также несколько поколений зрителей.
Администрация театра явно тяготится служением "единственному в мире литовскому государственному театру, играющему на негосударственном русском языке". Однако "без вины виноватыми" в очередной раз стали вся русская община Литвы и сама русская культура, которая пребывает в роли нелюбимой падчерицы в театре русской драмы.