ВИЛЬНЮС, 14 сен — Sputnik. Противоречивый региональный проект железнодорожной магистрали европейской колеи Rail Baltica очень медленно, но все же трансформируется в нечто, имеющее отношение к реальности. Страны Балтии смогли договориться о количестве работников в совместном предприятии RB Rail, которое должно взять на себя строительство дороги, сообщает Sputnik Эстония.
В компании RB Rail, которая призвана реализовать проект Rail Baltica, будут работать в общей сложности 27 человек, сообщил агентству BNS министр сообщения Литвы Улдис Аугулис. Ранее, седьмого сентября, длившиеся почти год переговоры о порядке объявления конкурсов проекта дороги Rail Baltica завершились в Брюсселе заключением соглашения.
Можно предполагать, что существенную роль сыграло давление Еврокомиссии, которая дала понять, что может и отказать прибалтам в финансировании строительства дороги, если они не в состоянии договориться о совместной работе.
Под натиском Брюсселя
Озвучивший угрозу председатель комитета по делам туризма и транспорта Европарламента Михаэль Крамер, как пишет агентство BNS, заявил: "Мы все должны понять, что основная часть средств (на проект Rail Baltica — Sputnik) выделяется ЕС, и здесь действует четкий принцип — "воспользуйся или потеряешь".
Если эти средства не будут использованы в странах Балтии, они направятся в Германию, Австрию или Францию. Политики всех стран должны хорошо осознать ситуацию и не строить иллюзий. Да, есть различия между Литвой, Латвией и Эстонией, но проект можно реализовать лишь в том случае, если его будут воплощать совместно. Здесь очень важно и участие Польши".
Прибалтийские столицы, как сообщается, ранее договорились, наконец, о распределении налоговых поступлений, а теперь пришли к согласию относительно модели дальнейших закупок и распределении ответственности при реализации проекта Rail Baltica, в том числе о количестве работников RB Rail.
В правление компании войдут четыре человека — председатель правления Байба Рубеса и три члена правления, которых отберут в порядке конкурса, с конкретными сферами ответственности: юридически-административная, финансовая и техническая.
Сложно и долго преодолевая разногласия по организационным и финансовым вопросам, как уже писал портал Sputnik Эстония, страны Балтии понемногу все же продвигаются в направлении реализации проекта, о котором говорят, помнится, чуть ли не с момента восстановления независимости. Но до сих пор остается совершенно неясно, как новая магистраль, когда и если она заработает, будет взаимодействовать с уже существующей дорогой.
Новые рельсы от Eesti Raudtee
По словам пожелавшего остаться неназванным управленца эстонского государственного предприятия Eesti Raudtee, которое занимается "рельсами", их компания не имеет никакого отношения к проекту Rail Baltica и ничего не может сообщить о том, как в будущем будут и будут ли взаимодействовать существующая дорога и Rail Baltica.
Также не известно, что будет с имеющимся подвижным составом, планируется ли строительство соединений двух дорог, где будут (если вообще будут) созданы мощности для замены или регулирования ширины колесных пар вагонов.
В настоящее время составы с просторов территории бывшей Российской империи с ее колеей 1520 мм (ширина европейской колеи 1435 мм) "переобуваются" на границе с Польшей. Но замена или дублирование дороги прибалтийских республик, естественно, подразумевает перенос этой операции в Эстонию, Латвию и Литву.
Изначальный план маршрута Rail Baltica подразумевает ее соединение с российскими дорогами. Мощности для замены колесных пар, как говорят специалисты, построить несложно, хотя и довольно дорого.
Перспективы железнодорожников
В свете очевидной тенденции сокращения российского транзита через Эстонию и другие страны Балтии, а также намерения Москвы задействовать, в основном, свои балтийские порты, совершенно непонятно, какие именно грузы будут возить по Rail Baltica, откуда эти грузы возьмутся и как их делить с уже существующей дорогой Eesti Raudtee.
Работники железнодорожных компаний Эстонии, переживающих сейчас глубокий кризис, на вопросы о будущем сосуществовании с Rail Baltica отвечают, что им сейчас вовсе не до перспектив взаимодействия с новой дорогой, их больше волнуют проблемы выживания.
Главное доверенное лицо работников EVR Cargo в профсоюзе железнодорожников Владимир Татарчук сказал, что с точки зрения открывающихся возможностей путешествий по Европе Rail Baltica и возможный туннель до Хельсинки лично у него вызывают несомненный интерес. Но оценивать проекты отдаленного будущего у железнодорожников сейчас нет ни желания, ни времени.