ВИЛЬНЮС, 15 авг — Sputnik. Что такое краудфандинг решил разобраться Spuntik Эстония.
К примеру, вы решили снять фильм, издать книгу, поставить спектакль или провести еще какую-нибудь общественно-полезную акцию. Денег у вас нет, но есть оригинальная идея.
Под эту идею вы просите средства на специальных электронных площадках. Проще говоря, это "народное финансирование".
Наиболее известная российская площадка — Planeta, а наиболее крупный на постсоветском пространстве проект, реализованный благодаря краудфандингу — фильм "28 панфиловцев".
Секрет успеха
Самое главное — это заинтересовать людей, привлечь их к участию в проекте. Луше всего деньги собираются под специфические проекты. Так, к примеру, на документальный фильм о "Гражданской обороны" деньги поступили от 400 человек. Самые крупные пожертвования составили коло 1400 евро каждый. Имена тех, кто жертвовал больше всех, были указаны в титрах фильма.
Сбор можно объявлять только тогда, когда станет понятно, на что именно эти деньги будут потрачены.
Хорошая команда
Андрей Сильвестров, известный режиссер и кинопродюсер, поставил недавно рекорд по привлечению частного финансирования для игрового фильма.
"Так получилось, что те проекты, которыми я занимаюсь, находятся на грани понимания и на грани киноиндустрии. И в этом смысле для них необходимы альтернативные источники финансирования", — говорит режиссер.
Он отметил, что сама работа в данной сфере дает возможность собрать вокруг проекта большую команду. Помимо денег можно познакомиться с людьми, которые помогут не только финансово, но и умениями, навыками, логистической помощью.
Работа и искренность
Основной труд состоит в том, что необходимо постоянно отчитываться о проделанной работе и придумывать информационные поводы для привлечения к проекту новых заинтересованных людей. Публику необходимо держать в тонусе.
Следует помнить, что каждый проект по-своему особенный. Всегда найдутся определенные слои общества, которым интересна та или иная тема. Основной задачей здесь является сформулировать проект таким образом, чтобы вычислить целевую аудиторию и привлечь ее к реализации проекта.
Необходимо, чтобы в проекте была искренность, особенно в Интернете. Нельзя обманывать аудиторию. Тем более нельзя пытаться на этом заработать. Лучше сделать это в каком-то другом деле.
Для начинающих будет полезно знать, что для сбора денег необходимо максимально ярко представить свой проект. В процессе работы можно самому о проекте узнать многое, лучше его понять. Если другие люди начинают давать на проект деньги, значит, они начинают верить в видение автора.
Зачастую это большой ежедневный труд нескольких человек.
Владимир Козлов: краудфандинг — инструмент продюсера
Владимир Козлов — писатель и режиссер, уроженец Беларуси. Живет в России, благодаря частным пожертвованиям снял несколько фильмов и выпустил переиздание своей книги "Гопники".
"Прежде всего, нужно сказать, что краудфандинг уже сейчас, всего за несколько лет своего развития, превратился в профессиональный инструмент. Это уже не инструмент художника. Это — инструмент продюсера", — говорит писатель.
Краудфандинг оказывается успешным в двух случаях. Первый — если это какая-то очень интересная тема, до этого не раскрытая. Чаще речь идет не об игровом кино, а документальном.
И самые успешные краудфандинговые проекты (по крайней мере, в России) — это документальные фильмы на тему, которая до этого не была раскрыта, по которой фильмов не было, а люди хотят их увидеть и узнать детали.
Второй тип таких успешных проектов никак не связан с содержанием. Например, когда известный человек, имеющий много подписчиков в соцсетях, затевает краудфайндинг, или поддерживает чей-то существующий проект и призывает свою аудиторию дать на него деньги.
В этом, втором случае, качество идеи, ее новизна, интересность — какой-то роли не играет. А только чисто работает лицо, известность человека.
О деньгах
На зарубежную площадку попасть невозможно, если нет там банковского счета. На самой известной площадке Kickstarter житель России или Беларуси поучаствовать не может.
Следует помнить, что часто спонсоры предпочитают давать деньги вне площадок. Это объясняется тем, что площадка, берет свою комиссию, и с полученных денег учитывается еще и подоходный налог.
Недавно появилась возможность делать виртуальный авторский взнос. Раньше если вся сумма не собиралась, то проект закрывался, и деньги возвращались спонсорам. Автор проекта просто впустую тратил свое время.
Сейчас если какая-то сумма собрана, но не вся, автор делает виртуальный авторский взнос на не хватающую сумму. Эти деньги существуют только виртуально. Проект считается успешным. Автор получает собранные деньги и выполняет обещания перед спонсорами.
Таким образом, проект можно реализовать, хотя и частично, в меньшем масштабе.