ВИЛЬНЮС, 20 июл — Sputnik. Юрмала переживает не лучшие времена: российских фестивалей больше нет, количество российских туристов снизилось вдвое, заработки гостиниц и ресторанов значительно упали. Чтобы вернуть поток российских туристов, самоуправление и бизнесмены Юрмалы снизили цены и обновили инфраструктуру города, рассказывает Sputnik Латвия.
Вернуть туристов
Лето 2015 года оказалось для Юрмалы чем-то вроде холодного душа: туристов из России почти не стало, некоторым предпринимателям пришлось свернуть деятельность в городе-курорте.
За год бизнесмены и руководство города сделали свои выводы, и сезон этого года решили провести совсем иначе: представители туристической отрасли снижают цены, улучшают сервис и с головой окунаются в жесткую конкурентную борьбу. Россияне, в свою очередь, возвращаются в Латвию.
"Тенденция по уменьшению потока российских туристов не является чем-то уникальным для Латвии. Я думаю, что это общая история для всех стран Евросоюза, мы можем говорить о падении примерно в два раза. Но то, что осталось — это все равно довольно большой поток", — сказал Sputnik глава туристической компании Baltic Travel Group Влад Корягин.
Меньше, да лучше
Предприниматели понимают, что нельзя ориентироваться только на российских "форбсов", но и на местную публику и на несколько групп в целом. Рестораны с высокими ценами, но с плохим обслуживанием просто закрылись,и появился ряд действительно качественных заведений, которые ориентируются не на курортников, а работают круглый год и предлагают высокое качество.
Той же дорогой идет самоуправление, которое тоже теряет деньги, но начинает работать над улучшением инфраструктуры.
"Нужно признать, что Юрмала за эти два года похорошела. Видны и инфраструктурные изменения — улучшилось качество и велодорожек, и подъездов на электричках, реставрируются многие гостиницы, поскольку их владельцы понимают, что клиентов надо привлекать каждый год, поэтому качество обслуживание также растет", — отмечает Влад Корягин.
А по словам Яниса Пинниса,представителя Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов, туристы есть по-прежнему, просто платят они немного меньше.
"В летний сезон заполняемость в среднем одинаковая: в прошлом и этом годах она на уровне 70-80%. Если и есть падение, то это небольшое падение средней цены на 5-10%. Цены были снижены ради удержания гостей, потому что если есть гости, то есть и все остальное: они живут в отелях, ходят в рестораны, оставляют деньги", — говорит эксперт Sputnik.
Отели против апартаментов
Давление на гостиницы оказывает и рынок аренды: наряду с любым мировым туристическим центром, Юрмала предлагает туристам останавливаться не только в отелях, но и в частных квартирах.
"В Латвии это тоже развивается, но ситуация тут не такая острая, как в других странах Европы, хотя, рынок апартаментов растет. Я не думаю, что ближайшие год-два это будет сильно влиять на гостиничный бизнес в Юрмале, но в долгосрочной перспективе есть риск, что влияние может быть большим. Если крупные организации уже заключили корпоративные договоры, то это будет очень сильный сегмент в будущем, и гостиницам нужно будет думать, как самим входить в этот бизнес, — рассуждает представитель Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов.
Эксперт отмечает, что необходимо наблюдать за тем, насколько легален рынок апартаментов, соответствует ли он европейским стандартам.
Тагил уже не тот
Меняются не только юрмальские цены, но и культурная программа города-курорта: вместо "Новой волны" появилось "Рандеву" Лаймы Вайкуле. А это и другая публика, и другая социальная среда. По словам Влада Корягина, "Новая волна" перестала вписываться в масштабы Юрмалы — по мере роста она стала чуждой камерной Балтии.
"Негативный баланс — переполненность города, загрузка под завязку инфраструктуры, пробки из Риги в Юрмалу в фестивальный период, невозможность припарковать машину вокруг концертного зала "Дзинтари", завышенные цены на услуги, явно не соответствующие реальности. Все это вносило определенный дисбаланс. Я думаю, что для многих россиян это даже плюс, что здесь нет толп журналистов, папарацци и околофестивальной публики, которые не дают нормально отдыхать", — рассуждает эксперт.
Вместе с тем, Латвия потеряла огромную рекламу — внимание СМИ к "Новой волне", Comedy Club и другим фестивалям была несравнимо выше, чем к тому, что сегодня делает Лайма Вайкуле.
Однако и тут, по его словам, есть приятные тенденции: "Фестиваль Лаймы Вайкуле показывали на каких-то кабельных каналах, широко транслировали на Украине и других постсоветских странах, но эту аудиторию не сравнить с тем, что было. И, естественно, бюджет всех этих мероприятий также несравним. Тем не менее, мы уже видим, что есть четкий прогресс того же самого фестиваля Лаймы Вайкуле по сравнению с прошлым годом: четыре дня вместо двух, плюс, стали появляться крупные бизнесмены и политические деятели (в том числе российские). Но если такой же тренд сохранится, то я думаю, что за несколько лет это мероприятие раскрутится и станет таким же популярным и востребованным, как в свое время была "Новая волна"".
Новая интеллигенция
Что касается социальной среды, то она, по словам главы BTG, возвращается к советским истокам.
"Мэйнстрим стремился к Черному морю, а интеллигентная публика, которая предпочитала не массовые курорты Сочи и Ялты, а более уединенный отдых в балтийских соснах, приезжала на курорты Прибалтики и в частности Юрмалы, которая пользовалась спросом у представителей творческой интеллигенции", — уверяет Влад Корягин. По его словам, с уходом "Новой волны" в Латвию потянулись интеллигентные россияне:
"Я думаю, что времена гламура ушли в прошлое. И если раньше карикатурным типажом российского туриста была парочка из Тагила из программы "Наша Раша", которая, не просыхая, живет каждый день как последний, то сейчас, как мне кажется, в Латвию приезжает в основном интеллигентная и образованная публика, которую интересует история, культура, чистый воздух, которая готова все это оценить".