ВИЛЬНЮС, 9 июн — Sputnik. Литва, по мнению ее партнеров по грандиозному железнодорожному проекту Rail Baltica, тормозит подписание нового соглашения. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Римантас Синкявичюс заявил, что договор лучше подписать после того, как будут решены проблемы налога на добавленную стоимость и распределения власти в совместном предприятии, сообщает Sputnik Эстония.
Ранее премьеры Эстонии и Латвии призвали как можно скорее выработать и подписать трехстороннее межправительственное соглашение о железной дороге европейской колеи (1435 мм вместо традиционных 1520 мм, используемых со времен Российской империи) Rail Baltica.
Соглашение должно быть качественным
Литовский министр Синкявичус, как сообщает агентство BNS, в ответ предложил подписать соглашение позже, доработав его и доведя до "совершенства". Проблему Вильнюс видит в том, как будет распределяться между госбюджетами трех стран поступление налога на добавленную стоимость (НДС), а также в назначении членов правления создаваемого совместного предприятия (СП).
"Это международное соглашение. Его наличие, сейчас или немного позже, не мешает никаким работам и освоению средств (бюджетных денег ЕС) в 2014-2020 годах. Так что я считаю, что документ должен получиться максимально качественный, лучше потратить время на переговоры, договориться относительно двух очень важных вещей, которые остались как бы самыми важными", — сказал Синкявичюс журналистам.
По его словам, стороны все еще не договорились о распределении НДС за работы подряда.
Министр указал на несправедливость
"СП зарегистрировано в Латвии, так что если она будет осуществлять проекты, и не будет договорено иначе, то весь НДС попадет в казну государства зарегистрированного предприятия. Мы полагаем, что это было бы несправедливо, и, насколько мне известно, в принципе достигнуто соглашение, что средства национального "конверта" каждого государства, которые будут инвестированы в Rail Baltica, отчисления НДС будут идти в казну этого государства", — говорит министр.
Страны Балтии учредили для реализации проекта Rail Baltica совместное предприятие RB Rail, правление которого пока не сформировано из-за "некоторых разногласий". Пока назначен только один член правления — его председатель, представитель Латвии Байба Рубеса. По словам Синкявичюса, Литва предложит на три свободные позиции в составе правления RB Rail по два кандидата.
Планов громадье, пассажиров — миллионы
По планам, которые многим экономистам представляются недостаточно обоснованными, в 2030 году по новой колее на скоростном поезде можно будет доехать из Таллинна до Варшавы. Возможно, будет построен подземный тоннель из Таллинна в Хельсинки (проект не имеет пока никакой реальной основы).
Общие расходы (без тоннеля) — 3,68 миллиарда евро, 85 % которых покроет бюджет ЕС. Это самый амбициозный и дорогостоящий инвестиционный проект в истории стран Балтии, но в его экономической целесообразности есть немало сомнений.
На сайте Rail Baltica сказано, что в 2030 году планируется перевезти 50 миллионов пассажиров и 12,5 миллиона тонн грузов. Откуда возьмутся эти миллионы пассажиров и грузов, не поясняется, хотя это было бы особенно важно знать в новой ситуации с сокращением потоков транзитных грузов из России в порты Балтики.