Результаты марафона из четырнадцати встреч с кандидатами в министры президент Гитанас Науседа обсудил с уже назначенным премьер-министром Ингридой Шимоните. Как заявил пресс-секретарь главы государства накануне встречи, не все кандидаты в члены нового кабинета министров удовлетворяют высоким требованиям профессионализма и бескорыстности. Говоря простым языком, кое-кого надо заменить.
Sputnik Литва уже намекал на нечистоплотность и склонность к коррупции кандидата в министры энергетики Дайнюса Крейвиса, на недоучку, всего лишь бакалавра юриспруденции Эвелину Добровольскую, которую Партия свободы делегировала на пост министра юстиции. Да и представление экс-госконтролера Арунаса Дулкиса в министры здравоохранения не вызвало особого энтузиазма у президента. Ведь буквально недавно Гитанас Науседа отказался утверждать Дулкиса на очередной срок полномочий государственного контролера.
Однако был кандидат в министры, в назначении которого даже не стоит сомневаться. Он посетил президентский дворец символично последним. Это лидер крупнейшей правящей партии – "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" Габриэлюс Ландсбергис. Он должен будет возглавить Министерство иностранных дел Литвы.
На первый взгляд может показаться, что должность рядового министра в правительстве Литвы – унижение для лидера главной правящей партии. Ему бы в самый раз подошло кресло премьера или, по крайней мере, спикера Сейма. Но это только на первый взгляд. У этого назначения – стратегический расчет.
Погуглите и посмотрите, как часто за минувшие годы упоминалась в международной прессе фамилия уходящего министра иностранных дел Линаса Линкявичюса в сочетании со словом "Литва". И вы поймете, что Линкявичюса в мире знают даже лучше, чем Гитанаса Науседу. Кто первым на международной арене озвучивал официальную позицию литовского государства? Кто был запевалой в европейском хоре антибелорусских и антироссийских санкций? Кто открыто призывал НАТО к крестовому походу "на Восток"? Иногда президент Литвы не успевал за своим министром иностранных дел и лишь доозвучивал уже сформулированную Линкявичюсом инициативу. Порой непонятно было, кто же рулит внешней политикой Литвы – президент или его правая рука?
И вот с приходом в МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса все встанет на свои места. Венценосный внук будет часто звонить или приезжать к своему великому деду. Тот будет надиктовывать потомку цитаты для "всего мира". Эти цитаты глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис будет озвучивать с трибун европейских и мировых форумов. Помните, как молодой европарламентарий Габриэлюс Ландсбергис произносил антироссийские лозунги во время своего срока полномочий в Брюсселе "по замене" ушедшего на покой деда?
И если в тот короткий период мир не успел по достоинству оценить ораторский талант и харизму юного литовского евродепутата, то сегодня ситуация уже другая. Слова министра иностранных дел Литвы будут восприниматься со всей серьезностью. А там потихоньку Европа и мир привыкнут произносить и писать сложную фамилию Ландсбергис в официальных документах.
Время летит неумолимо быстро, менее чем через четыре года в Литве снова… президентские выборы. И господину Гитанасу Науседе, скорее всего, придется столкнуться со своей же правой рукой во внешней политике – министром иностранных дел. Тогда Габриэлюсу уже будет "за 40", и по Конституции он сможет смело выдвигать свою кандидатуру в президенты. Да и мировое сообщество к тому моменту поближе познакомится с молодой порослью политических гениев Литвы – Ландсбергисов. И естественно воспримет его в качестве уже не министра, а президента.
Ведь в истории Литвы фамилия Ландсбергиса не фигурирует в почетном списке президентов, к ней лишь скромно пишут "председатель восстановительного Верховного совета Литвы". Правда, придворные журналисты всегда раболепно добавляют – "первый фактический руководитель независимой Литвы". Но ведь не будешь же каждому мировому политику подробно объяснять значение этих слов. Как же просто и красиво произнести: "Ландсбергис – президент Литвы". И сбудется вековая мечта великого Витаутаса Второго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.