Власть свалилась с небес: почему консерваторы не в восторге?

© Sputnik / Владислав АдамовскийИнгрида Шимоните и Габриэлюс Ландсбергис
Ингрида Шимоните и Габриэлюс Ландсбергис - Sputnik Литва
Подписаться
В Литве – пора формирования новой правящей коалиции. Правым будет сложно договориться и работать вместе

После окончания второго тура выборов в Сейм стало ясно, что в Литве будет новое правительство. Можно попытаться выяснить, почему левые потерпели неудачу, но все это уже в прошлом. Теперь все ждут формирования правой коалиции с консерваторами в авангарде. Их лидер Ингрида Шимоните уже справедливо видит себя в кресле премьер-министра, но интересно, что Габриэлюс Ландсбергис как-то не брызжет энтузиазмом. И если вдуматься, то все складывается для "Союза Отечества" не так красиво, как кажется.

Лидеры партии Союз Отечества — Литовские христианские демократы Ингрида Шимоните и Габриэлюс Ландсбергис выступают на прессконференции - Sputnik Литва
Консерваторы призвали правительство Литвы воздержаться от новых назначений

Во-первых, если сложить его мандаты с мандатами либералов, то большинство получается очень хрупким (перевес лишь в несколько голосов). Соответственно, принятие любого важного решения потребует максимальной мобилизации союзников. Но даже это не самая большая проблема.

В оппозиции легко работать. Теперь же необходимо будет взять на себя ответственность за положение дел в стране. И это непростое положение. Обрушилась вторая волна коронавируса, ситуация в медицинских учреждениях приближается к критическому уровню. В то же время необходимо утвердить бюджет. Короче говоря, не лучший момент перенимать власть.

Во-вторых, переговоры с либералами будут очень сложными. С одной стороны, консерваторы получили значительно больше мест в парламенте, но без партнеров ничего не получится. Последние это прекрасно понимают и потребуют многого (например, пост спикера Сейма). И это не говоря уже о горькой истории взаимоотношений "Движения либералов" с СО-ХДЛ, когда консерваторы уничтожили амбиции либералов стать системной партией. Последние, вероятно, этого не забыли, и сейчас им представилась идеальная возможность для мести: принудить консерваторов давать то, что у них попросят, и даже больше.

Не менее специфический партнер – Партия свободы. Переговоры с ней могут осложняться как амбициями Аушрине Армонайте, так и несовместимостью положений программы: права ЛГБТ – болезненная тема для христианского крыла консерваторов.

Выборы в Сейм Литвы - Sputnik Литва
Партия поляков обратилась к президенту и в Сейм Литвы по поводу выборов

В-третьих, есть подозрение, что дела внутри СО-ХДЛ идут неважно. Приглашение Шимоните означало, что Ландсбергис-младший не справился с ролью лидера. Если бы консерваторы не выиграли выборы, он мог бы отодвинуть ее в сторону и вернуть утраченные позиции. Теперь же Шимоните станет премьер-министром и окажется еще сильнее в политическом плане, и Габриэлюсу придется свыкнуться со статусом второго номера на более длительный срок. И это не говоря уже об общей напряженности в отношениях между либеральным и христианским флангами партии, о которой говорят все чаще.

Подведем итоги. Потенциальное большинство непрочно с точки зрения голосов. Ситуация в стране из-за коронавируса кризисная. Либеральные партии далеко не идеальные партнеры для консерваторов, поскольку они не согласятся быть подчиненными. В самом СО-ХДЛ тоже нет единства. Наконец, оппозиция (те же "крестьяне") уж точно не позволит новым правящим спокойно пользоваться властью.

Другими словами, как это ни странно, сейчас не лучшее время для правления консерваторов, и в случае если коалиция будет сформирована, нет гарантии, что Литва из-за разногласий внутри этой коалиции не получит правительство меньшинства (СО-ХДЛ или "крестьян").

В заключение хочется зафиксировать новый и интересный аспект литовского политического процесса – консерваторов и либералов, которые должны составлять парламентское большинство, возглавляют женщины, и каждая из них по-своему уникальна. Пока трудно сказать, какой эффект это будет иметь: может – никакого, а может – большой. Как бы то ни было, стиль женщин в политике отличается от стиля мужчин: женщины могут действовать жестче и принципиальнее. И д'Артаньяну Гитанасу Науседе может быть нелегко с этими тремя мушкетерками.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0