Министр иностранных дел Линас Линкявичюс в очередной раз поплакался в жилетку высокопоставленному американскому чиновнику по поводу Белорусской АЭС, которую вот-вот введут в строй. В телефонном разговоре с заместителем госсекретаря Стивеном Биганом глава внешнеполитического ведомства Литвы попросил замолвить словечко перед мировым сообществом, чтобы то не покупало электроэнергию, выработанную атомными реакторами Островецкой АЭС. Мол, надо задушить ее еще до рождения.
"Мы должны работать вместе в целях сохранения свободной и независимой Белоруссии. Строительство Островецкой атомной электростанции противоречит экономической логике, на страну налагается огромный экономический груз и усиливается зависимость от России", – цитируют Линкявичюса литовские СМИ.
И если раньше литовские лидеры делали акцент на опасности реакторов для своей столицы, мол, могут взорваться, так как похожи на чернобыльские, то сегодня акценты плача меняются. Ключевыми стали слова о "независимости Белоруссии" и страшном "Росатоме", который распустил щупальца по всей планете. И если настоящих капиталистов, которые видят экономическую логику в возведении атомной станции в регионе, разжалобить нельзя, то политики могут клюнуть на приманку.
Ведь известно, что не только "Газпром", но и "Росатом" стал головной болью Белого дома и всего Запада. А Белоруссия сегодня – направление главного удара, после того как была поставлена на колени Украина. И заманивают Минск в нежные объятия "Восточного партнерства" как раз энергетическими пряниками.
Вот и министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас подпевает Линасу Линкявичюсу: белорусы, родненькие, если у вас проблемы с Кремлем в поставках нефти и газа, мы вам поможем. Через Клайпедский порт уже наладили поставки норвежской и саудовской нефти на белорусские НПЗ. А если разругаетесь и с "Газпромом", то мы зальем вас по горло сжиженным природным газом (СПГ) из нашего огромного терминала с красноречивым названием "Независимость" (Independence).
"Строящаяся сейчас инфраструктура предназначена несколько для других целей – для соединения нашего газового рынка с Польшей и Европой. Но если будет необходимо и будет взаимный интерес, то ее можно использовать и для поставок газа в Белоруссию", – откровенничает Вайчюнас.
В литовском энергетическом ведомстве даже готовы организовать "белорусский реверс" газовых поставок. Ну, как на Украине. Главное, чтобы – читай между строк – с Россией белорусы не дружили.
А что же ответил заместитель госсекретаря США на плач Линкявичюса? Конечно же, погладил по головке и постарался успокоить. А как еще должен отвечать старший брат?
Но в большой политике существует такой момент: когда на дипломатическом языке невозможно сказать "Да как вы надоели уже со своим нытьем", то просят ведущие СМИ об этом намекнуть. Вот и ведущее американское экономическое издание Forbes буквально синхронно с телефонным разговором Линкявичюса и Бигана раскрыло истинные причины литовского плача. Оказывается, не опасность взрыва реакторов Островецкой АЭС беспокоит Литву, а чисто прагматический расчет.
"Вот и все: главная причина, почему Литва пытается помешать любому возможному транзиту электроэнергии из Белоруссии через эту страну и Польшу, Латвию и Эстонию, – это доля энергорынка", – делают выводы журналисты Forbes.
Ведь когда два реактора БелАЭС заработают на полную мощность, то на региональном энергорынке появится большой объем дешевой электроэнергии. А значит, флагман литовской энергобезопасности – терминал СПГ Independence – можно будет резать на металлолом. И в этом Литве не сможет помочь даже большой брат – США.
"Учитывая, что Вашингтон не сумел остановить немецко-российскую коалицию по прокладке "Северного потока – 2", маловероятно, чтобы кто-то помимо политиков в Вильнюсе запретил Белоруссии строить атомный реактор или продавать электричество соседям по ЕС", – подытоживает Forbes.
Попросту говоря, из США литовским политикам пришел месседж: мол, и без вас, литовцы, проблем хватает. А Белорусская АЭС лишь ваша проблема и справляйтесь с ней сами. Ну, или попросите помощи… у Москвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.