Господский цинизм, или Как мещане из Биржая боролись с сиротами

Подписаться
Очень много у нас разговоров о бедности, неравенстве и социальной изоляции. Но разговоры — разговорами, а дела — делами. И, как обычно, в этой сфере литовская действительность демонстрирует не самые лучшие примеры. Один из последних — недавняя история о кучке сирот в Биржае

Мещане против детей

Когда муниципалитет выступил с инициативой построить приют для восьми малолетних сирот в живописном районе Биржай у озера, восстали разозлившиеся жители близлежащей улицы Латвигалос. По их словам, здесь не место бедным детям, мол, они нарушат с трудом созданное здесь спокойствие. "Это тихое, прекрасное место у озера, дети придут — и кошмар! Мы за детей, но только не на нашей улице! Мы так много лет все украшали, а теперь самый красивый уголок вы хотите отдать детям. Мы не против детей, мы против того, чтобы детей присылали сюда, в самое красивое место у озера", — говорится в заявлении жителей улицы Латвигалос.

Президент Литвы Гитанас Науседа, архивное фото - Sputnik Литва
"Страх и тьма": президент Литвы осудил поведение жителей Жежмаряя и Биржая

Конечно, "не против детей", но места им жалко… Да еще и красивого. Так что же получается, такие места не для детей? На этот вопрос данные персонажи, вероятно, ответили бы отрицательно. Если, конечно, речь будет идти не о сиротах, а об их детях, детях так называемой элиты. Да, именно элиты. Потому что, как все мы знаем, на улице Латвигалос концентрируются "сливки" Биржая — окруженные деньгами и богатством, самодовольные бизнесмены со своими госпожами. Словом, настоящие хозяева жизни этого общества.

Во главе с неким Альгирдасом Кизнисом они подали петицию местному самоуправлению против строительства детского дома на улице Латвигалос. Как ни странно, чиновники, столкнувшись с таким сопротивлением со стороны жителей, вскоре уступили. А соседям осталось только бояться такой манеры поведения якобы успешных и порядочных граждан. "Поразила одна мысль: на какой улице я живу? Остался неприятный осадок. Запахло средневековьем", — с тревогой отметил местный общественный деятель Ауримас Франкас. Между тем, после того как вышеупомянутый вариант отпал, участок для детского приюта предложили жители улицы В. Кудиркос. Сейчас здесь планируется строительство.

Культура мещанского цинизма

Хотя благодаря биржайцам со здоровым отношением и появилась такая альтернатива, было бы слишком наивно считать "протест" жителей улицы Латвигалос случаем, оторванным от общего фона литовского общества. Наоборот, реакция этих людишек на абсолютно нормальное предложение о строительстве детского дома (всего для восьми маленьких детей!) рядом с озером, находящимся на их улице, раскрывает существующую у  нас своего рода психологию господского цинизма, можно даже сказать — культуру.

Древние ворота Зари в Старом городе в Вильнюсе, Литва, архивное фото - Sputnik Литва
Бедная и исчезающая Литва: дворцовые экономисты скрывают реальные проблемы

Все знают о том, что общество здесь разделено на успешные и престижные "вершки" и с горем пополам существующие внизу "корешки". Не новость и то, что принадлежащие к "вершкам" — от управленцев и коммерсантов, напоминающих феодалов, до политиков и владельцев крупных капиталов — по сравнению с остальным обществом слишком часто чувствуют себя богами, некой "высшей расой".

С высоты своих уютных, теплых и спокойных местечек они смотрят вниз с искренним презрением. Не вошел в число "людей" (то есть их)? Значит, сам виноват, значит, "лузер", "нищеброд". Короче, не человек.

Именно таким образом, как видим, на улице Латвигалос смотрят даже на малолетних сирот. Мол, это какие-то асоциальные личности, нищие, чуть ли не преступники. Вместо того чтобы помочь им зацепиться за жизнь и как раз не стать такими, богатые мещане отталкивают их. Как от себя, так, конечно, и от парков и озер, предназначенных для "приличной публики". И чем дальше, тем лучше.

Сытый голодного не поймет

Разумеется, в этом контексте говорить о какой-то солидарности или о чувствительности к социальным проблемам в целом не совсем получается. Однако, учитывая масштабы неравенства и несправедливости, которые существуют в Литве, было бы наивно ожидать чего-то другого. Потому что в этих условиях соответствующее поведение "вершков" — вещь хоть и отвратительная, но в каком-то смысле естественная.

Чтение морали здесь не поможет. Как известно, Литва считается набожной землей Девы Марии, где якобы должна процветать христианская любовь к ближнему своему… А реальность скорее напоминает социал-дарвинизм, основанный на законах джунглей. Потому что здесь правят деньги и те, у кого они есть. Таковы существующие социальные, экономические отношения, которые, если оставить их без изменений, не позволят измениться и другим сферам. Поэтому не стоит забывать народную мудрость: сытый голодного не поймет. Так и здесь, сытым мещанам на голодных, в том числе и на детей, наплевать.

Литва — "фабрика отчуждения"

Следует добавить, что такой цинизм уже проявляется как некая мещанская идеология. Андрюс Ужкальнис, один из так называемых литовских идеологов "высшего среднего класса", недавно опубликовал статейку "Вы сами выбрали свою бедность". Заголовок говорит сам за себя, не надо что-то цитировать — все понятно и так.

Стопка монет на столе, архивное фото - Sputnik Литва
В Литве за чертой риска бедности оказались более 600 тысяч человек

Подобную логику надо применить для случая в Биржае: может, сироты сами выбрали свое положение? Правда, Ужкальнис об этом не пишет, и вряд ли он осмелился бы сказать такое публично. Но такова его логика, а именно, мещанская логика. И, как бы ни было печально, этой логикой, этой идеологией заражена часть нашего общества. В том числе и многие молодые люди, строящие карьеру в крупных городах.

Поэтому тот факт, что в нашем случае объектом цинизма стали невинные дети-сироты, — символичен. Потому что дети и молодежь являются нашим будущим. Будущим такого литовского общества, которое пару лет назад профессор Вильнюсского университета Альвидас Йокубайтис довольно удачно назвал "фабрикой отчуждения". Поэтому возникает вопрос: к чему подталкиваются дети, растущие в таком обществе? Что из них выйдет?

Вопрос, конечно, открытый. На него в итоге ответят сами дети, когда вырастут. Будем надеяться, что они не последуют примеру таких взрослых, а будут искать другие, более чистые и достойные пути.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0