Остальные старались запечатлеть себя и близких и выложить снимки в соцсети. В Калининграде прошел четвертый международный фестиваль ретроавтомобилей "Золотая тень Кенигсберга".
У каждого из этих автомобилей уникальная история, достойная не то что отдельной статьи — целой книги! Некоторые из них, повидав две войны, развал СССР и массу других событий мирового масштаба, пережив забвение в гаражах, автомобильную клиническую смерть и чудесное воскрешение, отметили или готовятся отметить вековой юбилей. Все участники своим ходом добрались до самого западного города России, приковывая к себе восхищенные взгляды всех, кто встретился им в пути.
На одной площадке в Калининграде собралась 74 автомобиля из Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Польши, Финляндии, Великобритании, Белоруссии и России. Еще одной трети владельцев авто, желающих поучаствовать в фестивале, организаторы были вынуждены отказать. Поскольку ни один отель города единовременно не мог разместить у себя такое количество гостей.
Шурша шинами по брусчатке и асфальту
По словам журналиста, автора проекта международного фестиваля ретроавтомобилей "Золотая тень Кенигсберга" Юрия Грозмани, первый фестиваль был проведен в 2014 году.
"Когда мы его готовили, то очень переживали: поедут ли к нам гости из других государств? Потому что такую честь надо заслужить, чтобы в Калининград через несколько границ поехали автомобили стоимостью в несколько сотен тысяч евро. К счастью, наши опасения не подтвердились и было достаточно участников. Спустя годы фестиваль стал популярен в странах Восточной Европы и Прибалтике. Это действительно большая честь для нас", — рассказывает Грозмани.
Любой фестиваль ретроавтомобилей в первую очередь оценивается по количеству машин, выпущенных до начала Второй мировой войны. Сейчас мероприятие приблизилось к тем нормам и стандартам, которые существуют в Германии и Франции. Почти 40 процентов автомобилей-участников выпущены в начале ХХ века: в 1920-е, 1930-е, 1940-е годы.
"Когда некоторые другие организаторы проводят фестивали ретроавтомобилей, а там только "Волги", "Москвичи" и "Жигули", — это здорово, но не совсем отражает историческую суть таких мероприятий. В нашем случае мы назвали фестиваль "Золотая тень Кенигсберга", потому что вкладывали в это понятие некую реконструкцию старого города. Мы хотели бы и стремимся к тому, чтобы здесь фигурировали те автомобили, которые ездили по брусчатке старого Кенигсберга 1920-1930-х годов. Название фестиваля мы позаимствовали у одноименной книги Дины Якшиной, в которой рассказывается история Восточной Пруссии и города Кенигсберга", — продолжает организатор мероприятия.
Фестиваль состоит из двух частей. Первая — спортивные состязания, где побеждает тот, кто за наименьшее время демонстрирует лучшую точность езды. Вторая часть — костюмированное шоу владельцев ретроавтомобилей — конкурс элегантности.
"Для участников мы продумываем и совершенствуем трассы. Есть шутливый конкурс, который называется "Вашу шляпу, месье", когда нужно на ходу снять с одной вешалки кольцо и перевесить его на другую. Не все организаторы фестивалей, особенно в России, любят проводить подобные состязания, поэтому чаще всего автомобильные мероприятия заключаются в том, что машины стоят где-то на площадке, а потом разъезжаются. Мы стараемся, чтобы была динамика. Ретроавтомобиль интересно смотреть в движении, слушать шум его двигателя, шуршание шин по брусчатке, звук клаксонов. Просто стоящий автомобиль — тоже интересен, но как музейный экспонат", — говорит Юрий Грозмани.
Организаторы стремятся показать гостям фестиваля автомобили в движении и подробно рассказать о каждом из участников, в том числе истории их фирм-изготовителей, владельцев, сообщить об особенностях каждого авто.
"В основу конкурса элегантности положены наработки, сделанные маркизом Де Дионом в конце ХIХ века в Париже. В 1898 году в парке Тюильри он провел первый конкурс элегантности, где прекрасные автомобили соседствовали с прекрасными дамами в прекрасных одеждах. Наше жюри оценивает состояние автомобиля, соответствие одежды владельцев и их выступление, а также мелодичность звучания клаксона", — пояснил Грозмани.
Еще одна номинация фестиваля — "Мир без границ". Этого приза удостаивается автомобиль, который своим ходом проделал самое большое расстояние из дома до Калининграда.
Chrysler Аль Капоне и Rolls-Royce из фильма о Джеймсе Бонде
Самый старый автомобиль, приехавший на фестиваль, — Ford Т Speedster 1912 года, редкая спортивная модификация с двухместным кузовом, принадлежащая коллекционеру из Эстонии. Ford Т — автомобиль самой доступной ценовой категории. Образно говоря, именно он поставил Америку на колеса, поскольку был самым массовым автомобилем тех лет. За 19 лет производства было выпущено около 15 миллионов экземпляров.
Также на мероприятии были представлены Ford T 1917 года с кузовом Torpedo из Германии и Ford T 1920 года, собранный в Варшаве. Сразу после окончания Первой мировой войны между Польшей и США был заключен контракт, и в Варшаве начали собирать автомобили этой марки. Особенность Ford T в том, что когда только затевался его выпуск в Варшаве, подразумевалось, что он сможет принять участие в Первой мировой войне. Но пока его собирали, война закончилась. И поскольку эта модель уже была немного устаревшей, ее поставили на консервацию, где она и простояла до начала Второй мировой. По сути, автомобиль, созданный для военных, ни разу не принял участие ни в каких боевых действиях.
На площадке фестиваля также красовались два Rolls-Royce — модели Silver Cloud II и Silver Cloud III. Эти машины интересны тем, что вошли в историю мирового кинематографа. На одном из таких Фантомас в исполнении Жана Маре приезжал на Вандомскую площадь в Париже грабить ювелирный магазин. А Silver Cloud III в фильме о Джеймсе Бонде "Вид на убийство" был утоплен злодеем Максом Зориным и его помощницей Мэйдэй.
Еще один участник — Chrysler 1933 года — один из шести автомобилей, купленных для легендарного гангстера Аль Капоне. Машина была конфискована британскими таможенниками при попытке сподручных Аль Капоне переправить часть капитала в Великобританию, куда он намеревался сбежать при следовании в тюрьму. Пять месяцев назад Chrysler приобрел эстонский коллекционер и прибыл на нем в Калининград.
"Когда у меня спрашивают: "Дорогое ли увлечение ретроавтомобилями?" — я отвечаю: "Нет, не дорогое. Потому что к нам на фестиваль на одном Rolls-Royce приезжает учитель из Эстонии, а на другом — эстонский инженер", — смеется Юрий Грозмани.
Трофейный BMW коменданта Кенигсберга
В 2014 году BMW 327 коллекционера из Вильнюса получил на фестивале главный приз в номинации "Приз зрительских симпатий". Этот автомобиль тесно связан с историей Калининграда. По словам нынешнего владельца Арунаса Адомайтиса, как военный трофей в 1944 году машина попала к полковнику Красовскому, которого в 1945-м назначили комендантом тогда еще Кенигсберга.
"Он ее нашел новенькую, заваленную где-то в гараже. Красовский на ней ездил, пока она ездила. В 1963 году он вышел на пенсию. Но не видел возможности восстановить BMW. Я ее нашел в 1978-м, она 17 лет стояла без движения, а купил в 1980-м. Сразу ту сумму, которую запросил полковник, я не в состоянии был дать. Мне понадобилось два года, чтобы собрать деньги", — вспоминает Арунас Адомайтис.
BMW 327 — детская мечта Адомайтиса. Ему было десять, когда его вместе с одноклассниками привезли на экскурсию в Клайпеду — показать корабли. Там он увидел такую машину. Водитель посигналил им и уехал.
"Она мне так понравилась, что всю жизнь такая машина у меня в глазах стояла. В 1977 году, когда я уже работал главным администратором в Литовском государственном театре, в Вильнюс приехал на гастроли театр лилипутов. Мне было поручено разместить труппу. Я познакомился с администратором этого театра, разговорился с ним и рассказал ему, о какой машине мечтаю. Он ответил, что видел такую в Калининграде. Позвал меня сюда в отпуск летом. Я приехал к нему, стали искать машину", — рассказывает Арунас.
Молодые люди приехали в Госавтоинспекцию, объяснили, что ищут. Инспекторы только руками развели: мол, помочь не можем. А один капитан в возрасте вспомнил, что машина есть у полковника Красовского. Рассказал, где он живет. Приехали, нашли, стали торговаться. Но купить сразу не получилось.
"Я в 1979 году приезжал праздновать Новый год к Красовскому, набрал гостинцев из Литвы. В 1980-м приехал снова. И тогда Красовский говорит жене: "Может, отдадим этому молодому человеку? С условием, что, когда он восстановит машину, приедет на ней в Калининград", — продолжает коллекционер.
Но восстановление затянулось на долгие годы. Адомайтис привез машину в Вильнюс в 1980 году, а ездить на ней начал в 2010-м.
"Так случилось, что мне довелось поработать в Германии. В Мюнхене есть огромный BMW-музей. Я побывал там, рассказал, какую машину имею, и в следующий приезд захватил с собой табличку с рамой от авто. Сотрудники подняли архивы и нашли, что эта машина изготовлена в Айзенахе. В 1939 году была куплена в Кенигсберг, а потом ее след потерялся. Сейчас моя машина состоит на учете в музее. Есть договоренность, что, если она будет менять адрес, нужно уведомить музей. Дело в том, что таких авто очень мало", — подчеркнул Адомайтис.
Эта BMW в таком состоянии на ходу — единственная в Прибалтике. В прошлом году за сезон владелец проехал на ней почти десять тысяч километров. Часто в Вильнюсе туристы просят его остановиться, чтобы сфотографироваться.
"А когда ехал в Калининград, так на границе все таможенники собрались на нее посмотреть. Я на ней катаюсь, поскольку для себя восстанавливал. У меня есть на чем ездить, есть другие машины, но эта — детская мечта. В следующие выходные мы с ней будем участвовать в мероприятии в Варшаве", — улыбается Адомайтис.
Любовница обходится не дороже, чем ретроавтомобиль
Валерий Раевский на своем автомобиле MG Midget 1500 1975 года приехал в Калининград из Клайпеды. Он является одним из основателей, а в настоящее время председателем клуба старинных автомобилей Diližanas.
"Ретроавтомобилями я увлекаюсь 20 лет. MG Midget не первый и не последний в моей карьере. Об авто могу сказать, что это очень интересный маленький спортивный автомобильчик, который едет очень бодро и резво. Участвовать на нем в ралли одно удовольствие! Машина очень маневренная. В отличие от какого-нибудь гигантского автомобиля, который с трудом проходит повороты, этот легко в них вписывается. То есть он не стоит у меня в гараже, а живет активной автомобильной жизнью", — рассказывает Валерий.
MG Midget — английский автомобиль, созданный для американского рынка. К Раевскому он попал после того, как человек, который его приобрел, отказался реставрировать авто. Валерий не испугался ужасного состояния и вместе с друзьями и мастерами отреставрировал его 13 лет назад. С тех пор участвует на нем в различных мероприятиях.
"Мы приезжаем в Калининград не только на фестивали, но и просто по-соседски. В прошлом году были в Германии, нас приглашал один немецкий клуб. Ведь в этом и состоит владение старинным автомобилем, чтобы ездить по миру и участвовать в различных мероприятиях", — продолжает Раевский.
На вопрос о стоимости MG Midget, он отвечает уклончиво. "Этот автомобиль создавался в 1950-1960-х годах в Англии. На всех Aston Martin и Bentley не хватало, потому что это были очень дорогие эксклюзивные автомобили. Поэтому в Англии был найден такой класс доступных автомобилей, чтобы нести автоспорт в массы. С тех пор он доступен не миллионерам, но людям, которые могут содержать автомобиль. Мы с друзьями иногда шутим, что содержание любовницы обходится не дороже, чем содержание автомобиля", — улыбается Валерий Раевский.