Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде - Sputnik Литва
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Отполированные до блеска, торжественные, гордые и величественные, они стояли неподвижными рядами в центре города. Вокруг толпились восторженные люди. Фото и селфи на их фоне не делали только младенцы, да и то, видимо, потому, что спали в колясках

Остальные старались запечатлеть себя и близких и выложить снимки в соцсети. В Калининграде прошел четвертый международный фестиваль ретроавтомобилей "Золотая тень Кенигсберга".

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

У каждого из этих автомобилей уникальная история, достойная не то что отдельной статьи — целой книги! Некоторые из них, повидав две войны, развал СССР и массу других событий мирового масштаба, пережив забвение в гаражах, автомобильную клиническую смерть и чудесное воскрешение, отметили или готовятся отметить вековой юбилей. Все участники своим ходом добрались до самого западного города России, приковывая к себе восхищенные взгляды всех, кто встретился им в пути.

На одной площадке в Калининграде собралась 74 автомобиля из Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Польши, Финляндии, Великобритании, Белоруссии и России. Еще одной трети владельцев авто, желающих поучаствовать в фестивале, организаторы были вынуждены отказать. Поскольку ни один отель города единовременно не мог разместить у себя такое количество гостей.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

Шурша шинами по брусчатке и асфальту

По словам журналиста, автора проекта международного фестиваля ретроавтомобилей "Золотая тень Кенигсберга" Юрия Грозмани, первый фестиваль был проведен в 2014 году.

"Когда мы его готовили, то очень переживали: поедут ли к нам гости из других государств? Потому что такую честь надо заслужить, чтобы в Калининград через несколько границ поехали автомобили стоимостью в несколько сотен тысяч евро. К счастью, наши опасения не подтвердились и было достаточно участников. Спустя годы фестиваль стал популярен в странах Восточной Европы и Прибалтике. Это действительно большая честь для нас", — рассказывает Грозмани.

Любой фестиваль ретроавтомобилей в первую очередь оценивается по количеству машин, выпущенных до начала Второй мировой войны. Сейчас мероприятие приблизилось к тем нормам и стандартам, которые существуют в Германии и Франции. Почти 40 процентов автомобилей-участников выпущены в начале ХХ века: в 1920-е, 1930-е, 1940-е годы.

"Когда некоторые другие организаторы проводят фестивали ретроавтомобилей, а там только "Волги", "Москвичи" и "Жигули", — это здорово, но не совсем отражает историческую суть таких мероприятий. В нашем случае мы назвали фестиваль "Золотая тень Кенигсберга", потому что вкладывали в это понятие некую реконструкцию старого города. Мы хотели бы и стремимся к тому, чтобы здесь фигурировали те автомобили, которые ездили по брусчатке старого Кенигсберга 1920-1930-х годов. Название фестиваля мы позаимствовали у одноименной книги Дины Якшиной, в которой рассказывается история Восточной Пруссии и города Кенигсберга", — продолжает организатор мероприятия.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

Фестиваль состоит из двух частей. Первая — спортивные состязания, где побеждает тот, кто за наименьшее время демонстрирует лучшую точность езды. Вторая часть — костюмированное шоу владельцев ретроавтомобилей — конкурс элегантности.

"Для участников мы продумываем и совершенствуем трассы. Есть шутливый конкурс, который называется "Вашу шляпу, месье", когда нужно на ходу снять с одной вешалки кольцо и перевесить его на другую. Не все организаторы фестивалей, особенно в России, любят проводить подобные состязания, поэтому чаще всего автомобильные мероприятия заключаются в том, что машины стоят где-то на площадке, а потом разъезжаются. Мы стараемся, чтобы была динамика. Ретроавтомобиль интересно смотреть в движении, слушать шум его двигателя, шуршание шин по брусчатке, звук клаксонов. Просто стоящий автомобиль — тоже интересен, но как музейный экспонат", — говорит Юрий Грозмани.

Организаторы стремятся показать гостям фестиваля автомобили в движении и подробно рассказать о каждом из участников, в том числе истории их фирм-изготовителей, владельцев, сообщить об особенностях каждого авто.

"В основу конкурса элегантности положены наработки, сделанные маркизом Де Дионом в конце ХIХ века в Париже. В 1898 году в парке Тюильри он провел первый конкурс элегантности, где прекрасные автомобили соседствовали с прекрасными дамами в прекрасных одеждах. Наше жюри оценивает состояние автомобиля, соответствие одежды владельцев и их выступление, а также мелодичность звучания клаксона", — пояснил Грозмани.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

Еще одна номинация фестиваля — "Мир без границ". Этого приза удостаивается автомобиль, который своим ходом проделал самое большое расстояние из дома до Калининграда.

Chrysler Аль Капоне и Rolls-Royce из фильма о Джеймсе Бонде

Самый старый автомобиль, приехавший на фестиваль, — Ford Т Speedster 1912 года, редкая спортивная модификация с двухместным кузовом, принадлежащая коллекционеру из Эстонии. Ford Т — автомобиль самой доступной ценовой категории. Образно говоря, именно он поставил Америку на колеса, поскольку был самым массовым автомобилем тех лет. За 19 лет производства было выпущено около 15 миллионов экземпляров.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

Также на мероприятии были представлены Ford T 1917 года с кузовом Torpedo из Германии и Ford T 1920 года, собранный в Варшаве. Сразу после окончания Первой мировой войны между Польшей и США был заключен контракт, и в Варшаве начали собирать автомобили этой марки. Особенность Ford T в том, что когда только затевался его выпуск в Варшаве, подразумевалось, что он сможет принять участие в Первой мировой войне. Но пока его собирали, война закончилась. И поскольку эта модель уже была немного устаревшей, ее поставили на консервацию, где она и простояла до начала Второй мировой. По сути, автомобиль, созданный для военных, ни разу не принял участие ни в каких боевых действиях.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

На площадке фестиваля также красовались два Rolls-Royce — модели Silver Cloud II и Silver Cloud III. Эти машины интересны тем, что вошли в историю мирового кинематографа. На одном из таких Фантомас в исполнении Жана Маре приезжал на Вандомскую площадь в Париже грабить ювелирный магазин. А Silver Cloud III в фильме о Джеймсе Бонде "Вид на убийство" был утоплен злодеем Максом Зориным и его помощницей Мэйдэй.

Еще один участник — Chrysler 1933 года — один из шести автомобилей, купленных для легендарного гангстера Аль Капоне. Машина была конфискована британскими таможенниками при попытке сподручных Аль Капоне переправить часть капитала в Великобританию, куда он намеревался сбежать при следовании в тюрьму. Пять месяцев назад Chrysler приобрел эстонский коллекционер и прибыл на нем в Калининград.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

"Когда у меня спрашивают: "Дорогое ли увлечение ретроавтомобилями?" — я отвечаю: "Нет, не дорогое. Потому что к нам на фестиваль на одном Rolls-Royce приезжает учитель из Эстонии, а на другом — эстонский инженер", — смеется Юрий Грозмани.

Трофейный BMW коменданта Кенигсберга

В 2014 году BMW 327 коллекционера из Вильнюса получил на фестивале главный приз в номинации "Приз зрительских симпатий". Этот автомобиль тесно связан с историей Калининграда. По словам нынешнего владельца Арунаса Адомайтиса, как военный трофей в 1944 году машина попала к полковнику Красовскому, которого в 1945-м назначили комендантом тогда еще Кенигсберга.

"Он ее нашел новенькую, заваленную где-то в гараже. Красовский на ней ездил, пока она ездила. В 1963 году он вышел на пенсию. Но не видел возможности восстановить BMW. Я ее нашел в 1978-м, она 17 лет стояла без движения, а купил в 1980-м. Сразу ту сумму, которую запросил полковник, я не в состоянии был дать. Мне понадобилось два года, чтобы собрать деньги", — вспоминает Арунас Адомайтис.

BMW 327 — детская мечта Адомайтиса. Ему было десять, когда его вместе с одноклассниками привезли на экскурсию в Клайпеду — показать корабли. Там он увидел такую машину. Водитель посигналил им и уехал.

"Она мне так понравилась, что всю жизнь такая машина у меня в глазах стояла. В 1977 году, когда я уже работал главным администратором в Литовском государственном театре, в Вильнюс приехал на гастроли театр лилипутов. Мне было поручено разместить труппу. Я познакомился с администратором этого театра, разговорился с ним и рассказал ему, о какой машине мечтаю. Он ответил, что видел такую в Калининграде. Позвал меня сюда в отпуск летом. Я приехал к нему, стали искать машину", — рассказывает Арунас.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

Молодые люди приехали в Госавтоинспекцию, объяснили, что ищут. Инспекторы только руками развели: мол, помочь не можем. А один капитан в возрасте вспомнил, что машина есть у полковника Красовского. Рассказал, где он живет. Приехали, нашли, стали торговаться. Но купить сразу не получилось.

"Я в 1979 году приезжал праздновать Новый год к Красовскому, набрал гостинцев из Литвы. В 1980-м приехал снова. И тогда Красовский говорит жене: "Может, отдадим этому молодому человеку? С условием, что, когда он восстановит машину, приедет на ней в Калининград", — продолжает коллекционер.

Но восстановление затянулось на долгие годы. Адомайтис привез машину в Вильнюс в 1980 году, а ездить на ней начал в 2010-м.

"Так случилось, что мне довелось поработать в Германии. В Мюнхене есть огромный BMW-музей. Я побывал там, рассказал, какую машину имею, и в следующий приезд захватил с собой табличку с рамой от авто. Сотрудники подняли архивы и нашли, что эта машина изготовлена в Айзенахе. В 1939 году была куплена в Кенигсберг, а потом ее след потерялся. Сейчас моя машина состоит на учете в музее. Есть договоренность, что, если она будет менять адрес, нужно уведомить музей. Дело в том, что таких авто очень мало", — подчеркнул Адомайтис.

Эта BMW в таком состоянии на ходу — единственная в Прибалтике. В прошлом году за сезон владелец проехал на ней почти десять тысяч километров. Часто в Вильнюсе туристы просят его остановиться, чтобы сфотографироваться.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

"А когда ехал в Калининград, так на границе все таможенники собрались на нее посмотреть. Я на ней катаюсь, поскольку для себя восстанавливал. У меня есть на чем ездить, есть другие машины, но эта — детская мечта. В следующие выходные мы с ней будем участвовать в мероприятии в Варшаве", — улыбается Адомайтис.

Любовница обходится не дороже, чем ретроавтомобиль

Валерий Раевский на своем автомобиле MG Midget 1500 1975 года приехал в Калининград из Клайпеды. Он является одним из основателей, а в настоящее время председателем клуба старинных автомобилей Diližanas.

© Sputnik / Галина НаумоваВыставка ретроавтомобилей в Калининграде
Ретрозаезд по Балтии: в Калининграде прошел фестиваль уникальных авто - Sputnik Литва
Выставка ретроавтомобилей в Калининграде

"Ретроавтомобилями я увлекаюсь 20 лет. MG Midget не первый и не последний в моей карьере. Об авто могу сказать, что это очень интересный маленький спортивный автомобильчик, который едет очень бодро и резво. Участвовать на нем в ралли одно удовольствие! Машина очень маневренная. В отличие от какого-нибудь гигантского автомобиля, который с трудом проходит повороты, этот легко в них вписывается. То есть он не стоит у меня в гараже, а живет активной автомобильной жизнью", — рассказывает Валерий.

MG Midget — английский автомобиль, созданный для американского рынка. К Раевскому он попал после того, как человек, который его приобрел, отказался реставрировать авто. Валерий не испугался ужасного состояния и вместе с друзьями и мастерами отреставрировал его 13 лет назад. С тех пор участвует на нем в различных мероприятиях.

"Мы приезжаем в Калининград не только на фестивали, но и просто по-соседски. В прошлом году были в Германии, нас приглашал один немецкий клуб. Ведь в этом и состоит владение старинным автомобилем, чтобы ездить по миру и участвовать в различных мероприятиях", — продолжает Раевский.

На вопрос о стоимости MG Midget, он отвечает уклончиво. "Этот автомобиль создавался в 1950-1960-х годах в Англии. На всех Aston Martin и Bentley не хватало, потому что это были очень дорогие эксклюзивные автомобили. Поэтому в Англии был найден такой класс доступных автомобилей, чтобы нести автоспорт в массы. С тех пор он доступен не миллионерам, но людям, которые могут содержать автомобиль. Мы с друзьями иногда шутим, что содержание любовницы обходится не дороже, чем содержание автомобиля", — улыбается Валерий Раевский.

Лента новостей
0