Сложная ситуация: в Литве боятся платить за застрявшие в Белоруссии фуры

Литовские транспортные компании ждут "четкого сигнала" от госучреждений для начала выплат за стоянку транспорта
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 17 дек – Sputnik. Литовские перевозчики боятся оплачивать счета за застрявшие фуры и прицепы в Белоруссии.
Президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Эрландас Микенас подчеркнул, что якобы первые счета-фактуры за стоянку машин и прицепов поступили к перевозчикам сегодня рано утром.

"Белоруссия выставила счета — пять компаний получили их с одного объекта (спецстоянки) в Бенякони (пункт пропуска на границе с Литвой и одноименная деревня в Белоруссии). Не могу сказать, за какой именно период, но счет за восемь грузовиков составил около 12,9 тысячи евро", — передают его слова литовские СМИ.

Он указал, что стоимость дня стоянки для одного транспортного средства составляет 120 евро. По словам Микенаса, главная проблема не в самой сумме, а в общей неопределенности. Перевозчики не понимают, поможет ли оплата "вообще вернуть грузовики".
"Если мы заплатим и не эвакуируем грузовики, ущерб (перевозчикам) только увеличится. Если мы не заплатим, перевозчики усомнятся в том, что эвакуация транспортных средств вообще будет начата. Ситуация очень сложная", — признал глава Linava.
По его версии, некоторые перевозчики уже якобы пытались урегулировать ситуацию, оплачивая счета, выставленные Белоруссией, однако "это не решило проблему".
"Когда мы (Литва) открыли границу раньше, перевозчики заплатили за десять дней (простоя). Это только увеличило убытки — грузовики до сих пор стоят на месте… Некоторые уже оплатили десять дней, но никто не решил оплатить весь период. Мы все еще решаем, как поступить, и ждем четкого сигнала от государственных учреждений (Литвы)", - подчеркнул Микенас.
Он также напомнил, что с момента окончания акции протеста перевозчиков в Вильнюсе прошло время, однако ситуация "принципиально не изменилась".
"Перевозчикам нужна ясность. Если бы было известно, что мы не получим грузовики обратно, было бы одно решение. Если же есть возможность их вернуть, это было бы совершенно другое решение. Оставлять грузовики и списывать их как убытки означает закрытие транспортной компании", - предупредил глава Linava.
По его мнению, неуплата счетов также может привести к проблемам для перевозчиков, занимающихся перевозками по территории Белоруссии в будущем.
Перевозчики в Литве пытаются собрать данные о застрявших в Белоруссии фурах
В то же время представитель Службы охраны государственной границы Литвы (VSAT) Гедрюс Мишутис пока не видит никаких признаков того, что застрявшие в Белоруссии грузовики могут начать движение.
"По крайней мере, судя по имеющимся у нас данным, мы не видим никаких тенденций к возобновлению движения. Мы ежедневно отслеживаем ситуацию, но пока не зафиксировали никаких перемещений, связанных с застрявшими грузовиками", — указал он.
Ранее в Linava попросили всех литовских перевозчиков предоставить ассоциации официально подтвержденную информацию о транспортных средствах, находящихся на территории Белоруссии. В организации указали, что публично используемые государственными учреждениями данные о транспортных средствах, задержанных в Белоруссии, интерпретируются неточно или не отражают реальные масштабы ситуации.
На прошлой неделе Linava провела акцию протеста в Вильнюсе из-за ситуации с застрявшими в Белоруссии фурами. На митинге представители бизнеса призвали власти принять конкретные меры для скорейшего возвращения грузовиков из соседней страны, а также компенсировать убытки.
Глава МИД Литвы надеется, что застрявшие в Белоруссии фуры скоро отпустят
Микенас заявил, что перевозчики могут подать иски и потребовать от балтийской республики компенсации за понесенные убытки через суд. По его мнению, такие иски были бы перспективными, поскольку правительство Литвы "совершает ошибку за ошибкой".
В то же время премьер-министр Инга Ругинене заявила, что литовские перевозчики должны требовать компенсацию за простой своих грузовиков в Белоруссии у Минска. По ее версии, именно белорусские власти задержали автомобили перевозчиков. Она указала, что Министерство юстиции готово оказать помощь литовским перевозчикам в подаче исков против властей Белоруссии.
При этом министр внутренних дел Владислав Кондратович заявил, что власти Литвы могут обсуждать компенсации только после того, как станет известно число застрявших в соседней стране грузовиков.

Скандал из-за метеозондов в Литве

В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Минюст Литвы поможет перевозчикам подать иски к Минску, заявила премьер
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
"День траура": в Вильнюсе прошла акция протеста литовских перевозчиков
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.