ВИЛЬНЮС, 15 ноя – Sputnik. Большинство обнаруженных контрабандных сигарет в Литве были изъяты не на границе, а внутри страны, сообщила Криминальная службы таможни (КСТ) балтийской республики.
В ведомстве указали, что до 68 процентов контрабандных сигарет были изъяты не на границе, а внутри страны. При этом в прошлом году ситуация была ровно противоположной. Так, почти 59 процентов контрабандных сигарет были изъяты сотрудниками таможни на границе страны с Белоруссией и Россией.
При этом данные показывают, что объем изъятой контрабанды на границе с Белоруссией за год снизился на 20 процентов (с 51 до 31 процента).
"В то же время увеличился поток нелегальных сигарет с территории Латвии. Оттуда поступают как белорусские контрабандные сигареты, так и контрафактные сигареты, изготовленные на местных теневых табачных фабриках", - уточнили в КСТ.
Кроме того, таможенники предупредили о росте числа контрабанды сигарет на самолетах и морских контейнерах. Подобным образом чаще всего в страну попадают нелегальные сигареты из Объединенных Арабских Эмиратов.
По данным ведомства, контрафактные сигареты также производятся на территории самой Литвы. Они привели в пример подпольную табачную фабрику, обнаруженную литовской полицией в Каунасе.
"Отправка контрабанды воздушными шарами (и дронами), если оставить в стороне политический аспект и рассматривать только экономический, также может рассматриваться как своего рода отчаянная попытка (контрабандистов) найти новые пути и средства транспортировки сигарет", - подчеркнули в КСТ.
Литовские таможенники считают, что подобные тенденции, наметившиеся в этом году, связаны с введением максимально ужесточенного контроля грузовиков на границе в прошлом году.
"Каждый грузовой автомобиль проверяется таможенниками с помощью рентгеновских установок. Поскольку основной поток контрабандных сигарет практически перекрыт, контрабандисты начали искать новые пути и средства для перевозки нелегальных грузов", - констатировали в ведомстве.
В этом году криминалисты таможенной службы начали 21 досудебное расследование в отношении табачных изделий, включая контрабанду или незаконную утилизацию. Практически все расследования касаются особо крупных партий нелегальных сигарет: например, крупнейшая партия контрабанды, изъятая в этом году и перевозимая в двух грузовиках, составила 1,26 миллиона пачек.
Всего в ходе досудебного расследования в этом году сотрудники КСТ изъяли 6,1 миллиона пачек контрабандных сигарет на сумму 27,5 миллиона евро. При этом за весь 2024 год литовская таможня изъяла 4,56 миллиона пачек сигарет. Среди контрабандных сигарет преобладают белорусские (62 процента).
В этих условиях аналитики КСТ прогнозируют дальнейшее усиление тенденций контрабанды с использованием новых маршрутов и методов. Вероятно увеличение числа попыток перевозки сигарет по железной дороге. Также не исключено, что могут возрасти попытки контрабанды сигарет из Калининградской области, а также появиться новое направление ввоза нелегальных сигарет — из Польши.
Скандал из-за метеозондов с контрабандой
Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работает с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ на это белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей с литовскими номерами белорусско-литовским участком границы, а позже ужесточили правила для зарегистрированных в Литве грузовиков. В итоге на границе двух стран застряли тысячи фур.
Белорусские таможенники сообщили, что до возобновления литовской стороной "нормального движения" через пункты пропуска "Мядининкай" и "Шальничинкай" перемещение грузовиков с литовскими номерами через границу осуществляться не будет. Так, застрявшие в стране фуры будут находиться на спецстоянках на территории Белоруссии.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.