ВИЛЬНЮС, 14 ноя – Sputnik. Литовский бизнес назвал решение Польши открыть на следующей неделе два пункта пропуска на границе с Белоруссией "ударом ниже пояса".
Ранее сообщалось, что Польша планирует 17 ноября открыть пункты пропуска "Бобровники – Берестовица" и "Кузница Белостокская – Брузги" на границе с Белоруссией. Согласно проекту постановления МВД и администрации Польши, "Бобровники – Берестовица" будет обслуживать грузовой и пассажирский транспорт, в том числе автобусы, а через КПП "Кузница Белостокская – Брузги" будет разрешено только пассажирское движение.
"Это удар ниже пояса. Поляки всегда так делают — не понимаю, почему Литва такая нехитрая, а поляки такие хитрые", — прокомментировал решение Польши президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Эрландас Микенас.
Он сравнил эту ситуацию с политикой акцизов на топливо.
"Говорили, что и поляки, и литовцы повысят. Но повысили только литовцы, и все поехали заправляться в Польшу. Сейчас же самое. Вы понимаете, какую ошибку совершила Литва, закрыв границу? Сейчас грузопотоки становятся несбалансированными, а мы много лет работали над тем, чтобы сделать Литву транзитной страной", — заявил Микенас в интервью литовским СМИ.
Он обратил внимание на то, в Литве было построено много терминалов, а теперь они пустуют, и с закрытием границы фуры едут из Польши в Азию.
При этом решение Польши никак не поможет литовским фурам, которые застряли на территории Белоруссии, поскольку им следует возвращаться в Литву через те же пункты пропуска, через которые они выезжали из нее.
Генеральный секретарь Международного транспортно-логистического альянса (TTLA) Повилас Дрижас считает, что поляки открывают границу из экономических соображений.
"Они фактически воспользуются ситуацией, поскольку наши коридоры закрыты. Поток из Азии, Китая в Европу будет идти через Польшу. Перевозки в Центральную Азию станут дороже — они заработают и поедут в обратном направлении, а мы ничего не сможем сделать", — заявил Дрижас.
Поего словам, пока сложно оценить убытки, понесенные литовскими компаниями, но они могут достигать десятков миллионов евро.
В Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava ранее указали, что решение Вильнюса закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией должно было рассматриваться в качестве "временной меры безопасности", однако на деле эта ситуация обернулась для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Ранее стало известно, что до возобновления Вильнюсом "нормального движения" через пункты пропуска "Мядининкай" (с белорусской стороны – "Каменный Лог") и "Шальничинкай" ("Бенякони") перемещение фур с литовскими номерами через границу осуществляться не будет. Застрявшие грузовики будут находиться на спецстоянках в Белоруссии. Кроме того, Минск будет штрафовать водителей литовских фур, оставивших машины на обочине.
Скандал из-за метеозондов с контрабандой
Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работает с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ на это белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей с литовскими номерами белорусско-литовским участком границы, а позже ужесточили правила для зарегистрированных в Литве грузовиков. В итоге на границе двух стран застряли тысячи фур.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.