ВИЛЬНЮС, 10 ноя – Sputnik. Власти Литвы решили закрыть границу с Белоруссией в ущерб своему народу и экономике по указанию своих кураторов из Брюсселя или Лондона, заявил председатель белорусского общества "Знание", аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.
Он напомнил, что балтийская республика "живет только за счет транзита" через свою границу в сторону Балтийского моря.
"Внезапно она принимает решение о том, чтобы закрыть погранпереходы [на границе с Белоруссией]. То есть страна сама себе отрезала все источники дохода. Почему правительство Литвы могло принять такое решение в ущерб своей национальной экономике? Понятно, что это было сделано не самостоятельно, а по указанию своих ключевых кураторов, которые находятся в Брюсселе либо в Лондоне", - передает его слова портал sb.by.
Он указал, что подобное решение литовских властей говорит лишь об их несамостоятельности. Так, они готовы нести значительные расходы и создавать конфликтную ситуацию на границе даже в ущерб своему народу и экономике.
"В этих условиях жертвами волюнтаристских решений оказываются простые граждане Литвы, которые работают в транспортной отрасли и по воле случая оказались на территории Союзного государства", - указал эксперт.
При этом Авдонин подчеркнул, что Минск заинтересован в том, чтобы "не создавать гуманитарных кризисов для граждан Литвы", а также сохранять "мир, порядок и здравомыслие". Так, МИД Белоруссии пообещал оказать "гуманитарную поддержку" литовским перевозчикам, которые застряли в стране.
"Несмотря на наши мирные гуманитарные действия, официальный Вильнюс не готов идти на мирные шаги и урегулировать этот конфликт. Это говорит о том, что они ждут указания сверху, на основании которого будут принимать решение о дальнейших шагах. Ситуация ведет только к одному — росту недовольства населения Литвы своим правительством", - заявил он.
По его словам, до недавнего времени жители приграничных районов Литвы активно приезжали за покупками в Белоруссию. При этом подобные поездки приводили к тому, что "натовская пропаганда на сознании литовцев не работала".
"У нас больше продовольственных товаров, дешевле топливо. Это позволяло хоть как-то поддерживать малоимущих граждан Литвы…Наши соседи приехали к нам и посмотрели, что у нас магазины полны продукции, все хорошо. Из-за этого пропаганда о том, что у нас дефицит товаров и нет работы, а страна терпит социально-экономическое бедствие, не срабатывала", - уточнил эксперт.
В этих условиях власти Литвы решили создать "вакуум на информационно-психологическом поле" и закрыть границу с соседней страной.
"Литва была заинтересована в использовании любого повода для закрытия границы. Так она создала вакуум на информационно-психологическом поле для того, чтобы активизировать негативную, враждебную пропаганду против собственного населения", - констатировал он.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск давно готов к открытию границы с Литвой. Он также напомнил, что именно литовские власти приняли решение о закрытии границы и в этой ситуации "мяч на ее стороне". При этом он предупредил, что фуры из Литвы, застрявшие в Белоруссии, могут быть конфискованы, если ситуация с ними не изменится.
При этом вице-президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы (Linava) Олег Тарасов заявил, что убытки грузоперевозчиков Литвы из-за закрытия Вильнюсом пропуска автотранспорта через белорусско-литовскую границу могут составить до миллиарда евро. По его словам, ситуация близка к катастрофе, и если граница не будет открыта, литовские перевозчики будут вытеснены с рынка. Так, только за последнюю неделю парковка транспортных средств в соседней стране обошлась перевозчикам примерно в пять миллионов евро.
Скандал из-за метеозондов с контрабандой
Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Так, свою работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", тогда как "Мядининкай" работает с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ на действия Вильнюса белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей с литовскими номерами на белорусско-литовским участком границы, а позже ужесточили правила для зарегистрированных в Литве грузовиков. В итоге на границе двух стран застряли тысячи фур.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей, а кроме того, Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран.
Государственный таможенный комитет Белоруссии также считает парадоксом заявления властей Литвы о "блокировке" фур Белоруссией. Таможенники подчеркнули, что Минск не ограничивает выезд литовских фур через общую границу, а в сложившейся ситуации ответственность лежит на Вильнюсе.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.